Дело № 2-301/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2011 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Айметовой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазанова С.А. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о восстановлении льготы по оплате за содержание и ремонт жилья, по теплоснабжению, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Мазанов С.А. обратился в суд с указанным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, мотивируя следующим. Он является инвалидом № группы, ветераном труда, его жена Мазанова З.Н. является инвалидом № группы, ветераном труда. Они вдвоем проживают в квартире общей площадью 61,02 кв.м. До 2010 года им предоставлялась льгота по оплате за отопление, содержание и ремонт жилья в размере 50% от нормативной площади квартиры, а не от всей площади квартиры. С 2010 года льгота в размере 50% предоставляется также не от всей площади квартиры, а от нормативной, при начислении платежей за содержание и ремонт жилья. Тем самым их, инвалидов, приравняли по предоставлению льготы к ветеранам труда. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льготы по оплате за отопление, содержание и ремонт жилья должны предоставляться от всей площади квартиры, а не от нормативной. Отказ в предоставлении льготы по оплате за содержание и ремонт жилья мотивируется тем, что его приватизированная квартира принадлежит к частному жилищному фонду. Однако он не согласен с тем, что многоквартирный дом, в котором находится его квартира, причислен к частному жилищному фонду. Товарищество собственников жилья в доме не создано, кроме приватизированных квартир в доме имеются и муниципальные квартиры. Поэтому ему должна предоставляться в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льгота в размере 50% оплаты за содержание и ремонт жилья. В феврале 2010г. им была выдана упреждающая компенсация в размере 345,66 руб., а не 320 руб., в марте выдали 48,83 руб. и начиная с апреля 2010г. компенсацию стали выдавать ниже положенной. Информации по упреждающей компенсации не предоставляется. Таким образом, Департамент социальной защиты, получая денежные средства из федерального бюджета на компенсации по оплате за отопление, содержание и ремонт жилья на всех федеральных льготников, фактически льготу не предоставлял и не предоставляет в полном размере. Просит восстановить нарушенное право на льготную скидку 50% по оплате за отопление, содержание и ремонт дома, в котором расположена их квартира, за период с 01.01.2006г. по 01.01.2010г. и нарушаемое право с 01.01.2010г. - по оплате за содержание и ремонт дома. Взыскать 150 000 руб. компенсации морального вреда за причинение на протяжении длительного времени (4-х лет) нравственных страданий.
В судебном заседании истец Мазанов С.А. на исковых требованиях настаивал, поддержав доводы искового заявления.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался.
Третье лицо Мазанова З.Н. в судебном заседании не участвовала, исковые требования Мазанова С.А. поддерживает.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «РИЦ-Область» Батонькин Е.И. в судебном заседании с исковыми требованиями Мазанова С.А. не согласился. Пояснил, что ООО «РИЦ-Область» производит начисление ежемесячной денежной компенсации с января 2010г. Мазановым расчет и начисление ЕДК с января 2010г. по декабрь 2010г. были произведены в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» от 30.11.2004г. № 086-ЗО, постановлением Правительства Ульяновской области «Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр, в Ульяновской области» от 09.12.2009г. № 405-П. Истцу предоставляются обе льготы - по оплате за отопление и по оплате за содержание и ремонт жилья. Сведения о лицам, имеющих право на льготы, предоставляются органом социальной защиты населения. В начале 2010 года была выплачена льготникам «упреждающая» компенсация, чтобы в начале финансового года в случае отсутствия финансирования не оставить их без денежной компенсации. Полагает, что ЕДК рассчитана Мазановым верно.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «РИЦ» Гранькова Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями также не согласилась. Пояснила, что ООО «РИЦ» производило начисление платежей по квартире № № дома № № по ул. <адрес> г. Ульяновска с 2006 года на основании агентского договора с <данные изъяты>», с июня 2007г. по декабрь 2009г. на основании агентского договора с ОАО «<данные изъяты>». Начисление льгот производилось с учетом льготы ветерана труда на основании имеющейся копии удостоверения Мазанова С.А. «ветерана труда». Сведений о том, что Мазанов С.А. имеет право пользоваться льготой в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Ульяновском филиале ООО «РИЦ» не имеется. С соответствующим заявлением Мазанов С.А. к ним не обращался.
Представитель третьего лица ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Мазанов С.А. является инвалидом № группы, ветераном труда, его супруга Мазанова З.Н. является инвалидом № группы, ветераном труда.
Мазановы проживают составом семьи два человека в двухкомнатной квартире общей площадью 61,02 кв.м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>. Указанная квартира находится в их общей долевой собственности, право собственности приобретено в порядке приватизации.
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Статьей 22 Закона «О ветеранах» определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 30.11.2004г. № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области», согласно ст.4 которого лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") независимо от прекращения ими трудовой деятельности в соответствии с настоящим Законом оказываются следующие меры государственной социальной поддержки:
6) выплата ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги в пределах норм их потребления, установленных законодательством;
10) выплата ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 процентов платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - жилой площади) в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области. Данная мера социальной поддержки оказывается независимо от вида жилищного фонда и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Пунктом 4 ст.4 указанного закона предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается органами социальной защиты населения на основании сведений, представленных лицами, осуществляющими расчет ее размера. Указанные лица отбираются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Установлено, что в период с 01.01.2006г. по 31.12.2009г. начисление и расчет платы по коммунальным услугам, оплаты за содержание и ремонт жилья по дому № по <адрес> в г. Ульяновске, в том числе по квартире Мазановых, производило ООО «РИЦ»: в период с января 2006г. по май 2007г. на основании агентского договора с УМУП «<данные изъяты>», с июня 2007г. по декабрь 2009г. на основании агентского договора с ОАО <данные изъяты>».
В указанные периоды предоставление льгот по оплате за отопление, по содержанию и ремонту жилья производилось в соответствии с законом «О ветеранах».
Льгота в оплате указанных платежей предоставлялась в размере 50% от норматива общей площади жилого помещения.
В соответствии с п.1.1 постановления мэра г. Ульяновска от 28.07.1997г. № 2236 «О реализации Закона «О ветеранах», 50% льгота по оплате занимаемой общей площади жилых помещений, а в коммунальных квартирах - 50% скидка в оплате занимаемой жилой площади, предоставляется ветеранам труда, в том числе членам семей, совместно с ними проживающим, в пределах социальной нормы.
Согласно п.1.2 указанного постановления мэра г. Ульяновска 50-процентная скидка в оплате действующего тарифа на коммунальные услуги: водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия предоставлялась в пределах социальной нормы жилья.
В соответствии с Приложением № 1 указанного постановления, социальная норма площади жилья для двух проживающих граждан составляла 42 кв.м.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2008г. № 99-П утверждены «Региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области», согласно которым нормативная площадь жилого помещения на семью из двух человек стала составлять 46 кв.м. Данный норматив применяется с 01.01.2008г.
С учетом данных нормативных актов Мазанову С.А. за период с 01.01.2006г. по 31.12.2009г. предоставлялась льгота в оплате за отопление и за содержание и ремонт жилья в размере 50% от нормативной площади жилого помещения, а не от всей площади квартиры.
Применение указанной льготы с учетом нормативной площади жилого помещения осуществлялось правильно, в соответствии с Законом Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».
В организации, производящие расчет и начисление платежей по оплате за жилое помещение, по коммунальным услугам, заявлений, документов о наличии права на получение указанных льгот в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Мазанов С.А. не предоставлял, что им не отрицалось и в судебном заседании, подтверждено представителем третьего лица ООО «РИЦ».
С 2010г. расчет и начисление ежемесячной денежной компенсации по указанным платежам Мазанову С.А. и Мазановой З.Н. осуществляется ООО «РИЦ-Область».
50% скидка по оплате за отопление предоставляется в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», без учета нормативной площади жилья, то есть на всю площадь занимаемого жилого помещения, в соответствии со ст.17 указанного закона.
О том, что предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не ограничено социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг, отмечается и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2006г. № 14713-РМ/07.
Предоставление же Мазановым льготы с 2010 года по оплате за содержание и ремонт жилья в размере 50% от нормативной площади жилого помещения осуществляется не на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а на основании Закона Ульяновской области от 30.11.2004г. № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».
Поскольку Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает предоставление льготы по оплате за жилое помещение только в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данная льгота не распространяется на квартиры, которые были приватизированы гражданами и стали относиться к частному жилищному фонду.
Данный вывод, что граждане из числа инвалидов, проживающие в многоквартирных домах в квартирах, принадлежащих к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют, подтвержден и Определением Верховного суда РФ от 07.07.2010г. № 83-Г10-5.
Таким образом, льготы по оплате коммунальных услуг и оплаты за содержание и ремонт жилья предоставляются Мазановым в соответствии с действующими нормативными актами.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2009г. № 405-П был утвержден «Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включенных в Федеральный регистр, в Ульяновской области».
Пунктом 2.5 указанного «Порядка» предусмотрено, что получателям, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года и имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ с 1 января 2010 года, выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ начинается с февраля 2010 года на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в январе 2010 года.
Далее, данным «Порядком» было определено, что в феврале 2010 года в опережающем порядке выплачивается ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ, предоставленных в феврале 2010 года, в размере 320 рублей, которая подлежит последующему перерасчету исходя из фактически начисленной оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в феврале 2010 года.
Излишне выплаченные суммы подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ в размере не более 30 процентов от начисленной суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ, а недоплаченные суммы выплачиваются получателю в месяце, следующем за месяцем, в котором был произведен перерасчет.
Как усматривается из представленных лицевых счетов льготника Мазанова С.А. и льготника Мазановой З.Н., им была выплачена в январе 2010 года упреждающая компенсация в размере 320 руб. каждому. В последующем производились удержания ЕДК как излишне выплаченные, у Мазанова С.А. - в августе, сентябре, октябре 2010г., у Мазановой З.Н. - в апреле, мае, июне, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2010г.
Таким образом, удержания излишне выплаченной «упреждающей» компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги, оплате жилого помещения производились в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2009г. № 405-П, являются правомерными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что льготы по оплате за отопление, содержание и ремонт жилья, предоставлялись Мазановым правильно, нарушений их прав не установлено.
В связи с чем в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.
Поскольку нарушений прав истца при начислении ему 50-процентной скидки по оплате за отопление, содержание и ремонт жилья допущено не было, не имеется оснований и для взыскания компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку нарушений личных неимущественных прав истца не имеется, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда также следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мазанова С.А. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о восстановлении льготы по оплате за содержание и ремонт жилья, по теплоснабжению, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова