РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ31 января 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи А.В. Маслюковой,
при секретаре М.И.Спиридоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисовой Е.Г. о признании незаконным бездействия Правительства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ
Борисова Е.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Российской Федерации, возложении обязанности рассмотреть обращение от 22.11.2010 г. в соответствии с требованиями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».
Заявление мотивировано тем, что 22.11.2010 г. Борисова Е. Г. направила письменное обращение в Правительство РФ. Обращение содержало жалобу на действия (бездействие) главы администрации Волгоградской области и должностных лиц администрации Волгоградской области, осуществляющих контроль за градостроительной деятельностью органа местного самоуправления с грубейшими нарушениями законодательства РФ; на бездействие Прокурора Волгоградской области. Борисова Е.Г.в своем обращении просила провести разбирательство по поводу незаконных действий должностных лиц администрации Волгоградской области; совершить действия направленные на защиту ее конституционных прав. Также, Борисова Е. Г. просила пояснить причину неисполнения федеральным органом исполнительной власти требований ст. 8.1 «Градостроительного кодекса РФ»: осуществление государственного контроля за соблюдением органами государственной власти субъекта РФ законодательства о градостроительной деятельности, в т. ч. контроль за: соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ законодательству о градостроительной деятельности; соблюдением установленных федеральным законодательством сроков приведения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с требованиями настоящего кодекса. До настоящего времени Борисова Е. Г. ответа от Правительства РФ не получила. Правительство РФ, не предоставив Борисовой Е.Г. ответа по существу поставленных в её обращении вопросов, нарушило право Борисовой Е.Г. на обращение в государственный орган и, соответственно, прав на получение информации (ответа по существу поставленных вопросов) и на защиту прав должностными лицами государственного органа. Просила признать действия (бездействие) Правительства РФ, выразившиеся в неисполнении требований ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» при рассмотрении обращения Борисовой Е.Г., незаконными. Обязать Правительство РФ рассмотреть обращение Борисовой Е.Г. в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Взыскать с Правительства РФ судебные издержки в сумме 200 руб.
В судебное заседание Борисова Е.Г. и ее представитель Борисов М.В. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве просил в удовлетворении отказать в полном объеме. В компетенцию Правительства Российской Федерации и его Аппарата не отнесено разрешение вопросов, поставленных в обращении заявителя. При этом Аппаратом Правительства в рамках компетенции и в соответствии с действующим законодательством предприняты меры, направленные на защиту прав и законных интересов заявителя. В соответствии с действующим законодательством поставленные в письме вопросы относятся к компетенции региональных органов власти и органов местного самоуправления, поэтому обращение Борисовой Е.Г. направлено по принадлежности в Администрацию Волгоградской области, о чем уведомлен заявитель Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.
Исследовав материалы дела, суд приходи к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Суд установил, что Борисова Е.Г. 22 ноября 2010 г. направила заказной корреспонденцией обращение в Правительство Российской Федерации, которое содержало жалобу на действия (бездействие) главы администрации Волгоградской области и должностных лиц администрации Волгоградской области, осуществляющих контроль за градостроительной деятельностью органа местного самоуправления с грубейшими нарушениями законодательства РФ; на бездействие Прокурора Волгоградской области.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», федеральными конституционными законами, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", как следует из его статьи 1 (части 1), регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статьей 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФЗК «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260 утвержден Регламент Правительства Российской Федерации, разделом IX которого определен порядок работы с обращениями граждан. В силу п.п. 10,12, 125, 127 названного Регламента Правительство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок. Работу с индивидуальными коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует Аппарат Правительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260 утверждено Положение об Аппарате Правительства. Согласно п.1 и подп. «и» п.4 названного Положения, Аппарат Правительства является государственным органом, к основным функциям которого отнесено, в частности, рассмотрение обращений граждан и организаций, адресованных в Правительство, направление этих обращений в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер.
Вышеназванное заказное письмо Борисовой Е.Г. № 3976 от 22 ноября 2010 г. с жалобой на нарушение градостроительных норм при строительстве жилого дома на соседнем участке, расположенном в г.Камышине Волгоградской области, а также на действия (бездействие) уполномоченных органов Волгоградской области, в том числе Главного управления архитектуры и строительства Администрации Волгоградской области, и органов местного самоуправления, зарегистрировано в электронной базе данных Аппарата Правительства Российской Федерации за вх. № П-110430 от 15 декабря 2010 г.
Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством поставленные в письме вопросы относятся к компетенции региональных органов власти и органов местного самоуправления обращение Борисовой Е.Г. подлежало направлению для рассмотрения по существу поставленных вопросов и принятия мер в Администрацию Волгоградской области.
В связи с технической ошибкой обращение Борисовой Е.Г. было направлено с сопроводительным письмом аппарата Правительства Российской Федерации № П48-1229м от 15 декабря 2010 г. в Правительство Ульяновской области, однако уже 24 декабря 2010 г. данное обращение по согласованию с Аппаратом Правительства было перенаправлено по принадлежности в Администрацию Волгоградской области, о чем заявитель уведомлен Департаментом делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Правительства Ульяновской области.
В силу п.3 ст.5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (п.3).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со ст.258 ГК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд не установил незаконного бездействия со стороны Правительства Российской Федерации, поскольку заказная корреспонденция Борисовой Е.Г. зарегистрирована в надлежащей форме, направлена на рассмотрение в соответствующий орган, о чем Борисова Е.Г. уведомлена. Срок при этом не нарушен.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований Борисовой Е.Г. не имеется.
Борисова Е.Г. просила взыскать в свою пользу расходы на оплату госпошлины в сумме 200 руб.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении заявления, требование о взыскании расходов на оплату госпошлины также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Борисовой Е.Г. о признании незаконным бездействия Правительства Российской Федерации, возложении обязанности рассмотреть обращение от 22.11.2010 г. в соответствии с требованиями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья А.В.Маслюкова