о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-574/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Андряшиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лакалиной Н.П. к мэрии г.Ульяновска, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Лакалина Н.П. обратилась в суд с иском к мэрии г.Ульяновска, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование своих требований указала, что на основании решения Комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г.Ульяновска от 25.11.2010 года мне было отказано в признании меня нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. С данным решением она не согласна по следующим основаниям: С 2003 года она зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью 62,39 кв.м по <адрес> составом семьи из 5 человек. Собственниками данной квартиры являются ее сын и сноха. Однако положение ст. 51 ЖК РФ, где строго ограничена категория граждан, которые могу быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, считаю несостоятельными, так как собственники данного жилого помещения могут в любой момент снять ее с регистрационного учета, так как она не подпадает под действие ст. 19 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N189-03 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями 1 февраля 2010 г.). В собственности у нее отсутствует какое-либо недвижимое имущество. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» право на меру социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета имеют члены семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ (ст. 21). Просила суд признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании истец не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с участием ее представителя.

Представитель истца Лакалина С.А., также привлеченная судом к участию в деле в качестве 3 лица, в судебном заседании исковые требования Лакалиной Н.П. поддержала, пояснила, что истец проживает в трехкомнатной квартире со своим сыном и его женой, также с ней проживают ее внук и его супруга. Все они проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство, вместе питаются, бюджет в семье общий. Истица участвует в расходах по содержанию жилья, оплачивает самостоятельно коммунальные услуги. Жилая площадь квартиры составляет 39,31 кв.м, что явно недостаточно для такого состава семьи, несмотря на то, что порядок пользования квартирой сложился. Истец нуждается в отдельной жилплощади.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истец обеспечена учетной нормой жилья, проживает в квартире, где на каждого проживающего приходится более 12 м общей площади. Истица является членом семьи собственника, ведет с ним общее хозяйство.

Третье лицо Лакалин С.В., привлеченный судом к участию в деле, в судебном заседании полагал исковые требования Лакалиной Н.П. подлежащими удовлетворению. Пояснил, что площадь квартиры, в которой они проживают составляет 62,39 кв.м, что лишь незначительно превышает установленную норму.

Третьи лица Лакалин В.Я., Лакалина Н.Д., привлеченные судом к участию в деле, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено, что истец является ветераном труда, вдовой ветерана Великой Отечественной войны.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

Как установлено в судебном заседании истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что истец с 16.05.2003 года зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>111, общей площадью 92,39 кв.м., жилой площадью 39,31 кв.м, что следует из справки формы №8 и технического паспорта на жилое помещение.

Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: сын истца Лакалин В.Я. (собственник 1/2 доли квартиры), сноха истца Лакалина Н.Д. (собственник 1/2 доли квартиры), внук истца Лакалин С.В., его супруга Лакалина С.А.

Таким образом, на каждого зарегистрированного в указанном жилом помещении приходится более 12 кв.м общей площади, что соответствует норме.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что у истца иного жилья в собственности не имеется.

Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Исходя из размера учетной нормы жилого помещения - 12 кв.м. истец является обеспеченной жилым помещением и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства.

Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, Лакалина Н.Д. не может быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета, и, следовательно, ее исковые требования удовлетворению не подлежат.

Довод представителя истца о наличии у Лакалина В.Я. заболевания, требующего проживания в изолированном жилом помещении, на выводы суда не влияют, не могут служить основанием для оказания Лакалиной Н.Д. мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лакалиной Н.П. к мэрии г.Ульяновска, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья З.А. Тютькина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200