о признании бездействия мэрии незаконным



Дело № 2-1288/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ховрониной Л.С. о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности принять решение по результатам проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям,

установил:

Ховронина Л.С. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности принять решение по результатам проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.

В обоснование заявления указала, что проживание в двухэтажном № года постройки по адресу: г. Ульяновск, <адрес> создает угрозу для жизни и здоровью, поскольку во всех квартирах провисли потолки, имеются провалы и загнивание в полах. С целью признания дома аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции жильцы дома обратились в Межведомственную комиссию, из заключения которой следует, что дом признан пригодным для проживания. Не согласившись с выводами комиссии, изложенными в заключении №11 от 22.03.2010г. Барденова обратилась в Ленинский районный суд за признанием вышеуказанного заключения незаконным, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05.08.2010г. по делу № 2-4283/10 исковые требования оставлены без удовлетворения. Определением Ульяновского областного суда от 07.09.2010г. по деду № 33-3194/2010 данное решение было отменено в части, и вынесено новое решение, согласно которому признано решение межведомственной комиссии №11 от 22.03.2010г. «О признании многоквартирного <адрес> <адрес> пригодным для проживания» незаконным. По результатам натурного обследования основных несущих конструкций жилого дома, выполненного ООО « БЭСТ-ПРОЭКТ» в ноябре 2010г., составлен акт обследования и в резолютивной части заключения межведомственная комиссия решила, что необходимо дополнительно провести проверку фактического состояния дома по параметрам, указанным в пункте 43 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Межведомственная комиссия уже производила все мероприятия по оценке жилого помещения. Однако при повторной проверке от 15.12.2010 г. пришла к выводу о необходимости проведения дополнительных мероприятий по проверке фактического состояния. Данную необходимость возможно было реализовать в течении трех месяцев. На сегодняшний день с момента регистрации заявления прошло 11 месяцев, однако никаких решений межведомственная комиссия не приняла, каких либо дополнительных проверок не проводила. Данное бездействие мэрии затрагивает права заявительницы, и создает препятствия к осуществлению её прав и свобод. Просит признать бездействие мэрии г. Ульяновска, в лице межведомственной комиссии незаконным. Обязать мэрию г. Ульяновска, в лице межведомственной комиссии, назначенной Главой г. Ульяновска постановлением №5972 от 29.12.2006г. принять решение по результатам проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», в пятидневный срок с момента вынесения решения.

В судебном заседании заявительница и ее представитель настаивали на заявлении и его доводах.

В судебном заседании представитель мэрии города Ульяновска просил отказать в удовлетворении заявления. Пояснил, что для проведения полноценного обследования дома требуются денежные средства, которых у мэрии не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, гражданского дела №2 -4283/10, суд приходит к следующему.

Решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 N 67 "О принятии Устава муниципального образования "Город Ульяновск" (зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Ульяновской области 21.07.2010 N №) был принят Устав муниципального образования «город Ульяновск»

В соответствии со ст. 1 Устава муниципальное образование "Город Ульяновск" - то же, что и "городской округ", "город Ульяновск", "город"; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; мэрия города Ульяновска (сокращенное наименование - мэрия города, мэрия) - местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Ульяновск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области; организационная структура органа местного самоуправления, структура органа местного самоуправления - внутреннее подразделение органа местного самоуправления на отраслевые (функциональные) или территориальные органы, необходимые для эффективного управления и решения задач местного значения и выполнения переданных государственных полномочий, а именно: отделы, комитеты, управления, администрации районов города.

В соответствии со ст. 38 Устава мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. Мэрия города является юридическим лицом. В структуру мэрии города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы управления, подразделения. Территориальными органами мэрии города являются администрации районов города. Территориальные органы мэрии города могут иметь права юридического лица. Деятельностью территориального органа мэрии города руководит глава администрации района города на принципах единоначалия.

В соответствии со ст. 40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "Город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся: в области жилищных отношений: 13) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В судебном заседании установлено, что Ховронина Л.С. является нанимателем по договору социального найма <адрес> в <адрес>.

Данный дом № 2 является двухквартирным, имеет всего 8 квартир, 1947 года постройки.

Согласно выписке из реестра жилых и нежилых помещений муниципальной собственности г. <адрес> данного дома находятся в муниципальной собственности.

2 ноября 2009г. данный дом был осмотрен Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области.

Согласно Акту № 1 осмотра жилого дома Государственной инспекцией, установлено, что на верхних этажах дома в квартирах имеется провисание потолка, разрушение пола (разрушение перекрытия чердачного). На первых этажах дома во всех квартирах разрушение пола (имеет наклонность частично, 5%), разрушение перекрытия. Имеется провисание потолка, разрушение перекрытия между 1 и 2 этажами. Во всем доме отсутствует вентиляция, нет вентиляционных каналов.

Наличие повреждений дома установлено и в Актах весеннего осмотра здания от марта 2010г. и в Акте осеннего осмотра зданий от сентября 2009г.

В актах отмечено, что имеет место коррозия труб по центральному отоплению, холодному водоснабжению. Имеются видимые повреждения (трещины) кирпичной кладки, навесы, входы в подъезд разрушены, отмостка местами просела, вытяжная вентиляции отсутствует. Перекрытия имеют разрушения, частично просели, на лестнице износ ступенек в ходовых местах. На крыше имеются трещины, сколы. По полам имеется износ досок, лаги сгнили, кирпичные столбики частично разрушены. Оконные рамы имеют частичные разрушения, переплеты частично сгнили, наружные створки окон рассохлись.

В актах, составленных комиссией ОАО «Домоуправляющая компания № 2 Засвияжского района» отмечено, что ремонтные работы капитального характера не целесообразны, в связи с высоким износом инженерных сетей и несущих конструкций здания.

Межведомственная комиссия, назначенная Главой города Ульяновска № 5972 от 29.12.2006г., заключением № 11 от 22 марта 2010г. признала многоквартирный <адрес> пос. <адрес> пригодным для проживания.

К данному заключению межведомственная комиссия пришла по результатам рассмотренных документов: Акта экспертного исследования, выполненного ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» от 19.11.2009г., технического паспорта дома.

Кроме того, как усматривается из Акта обследования помещения от 22 марта 2010г. № 11, межведомственная комиссия произвела обследование многоквартирного жилого <адрес> по ул. <адрес> по заявлению жителей дома и составила акт обследования помещений по результатам акта экспертного исследования, выполненного ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» от 19.11.2009г. № 233.

В акте указано, что данный дом 1947 года постройки, 2-х этажный, 8 квартирный, общая площадь квартир - 394,34 кв.м, с частичными коммунальными удобствами.

Фундамент - ленточный, кирпичный, выпучивание и заметное искривление цоколя, сквозные трещины в цоколе;

Стены - каркасно-засыпные, деформация стен, поражение древесины гнилью, сырость;

Перекрытие - деревянные балки, глубокие трещины в штукатурном слое, поражение гнилью, следы протечек;

Крыша - деревянная с кровлей из асбестоцементных листов, местами поражение гнилью концов стропильных ног и мауэрлатов, массовое разрушение кровли;

Полы - дощатые, прогибы, просадки, местами изломы отдельных досок.

По данным УОГУП БТИ от 24.12.2009г. физический износ здания составляет 58%.

На основании вышеизложенного межведомственная комиссия решила, что многоквартирный <адрес> в <адрес> признать пригодным для проживания.

В соответствии со ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с данной номой ЖК РФ, Правительство РФ приняло постановление от 28 января 2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Данным Положением устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.42 Положения, Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Решением Ленинского районного суда города Ульяновска исковые требования Барденовой Е.Ю. к мэрии города Ульяновска, межведомственной комиссии о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии № 11 от 22 марта 2010 года «О признании многоквартирного дома пригодным для проживания», взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, оставлены без удовлетворения в полном объеме.

Определением кассационной инстанции Ульяновского областного суда от 07 сентября 2010 года решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 августа 201 года отменено. Суд кассационной инстанции постановил новое решение - признать заключение межведомственной комиссии № 11 от 22.03.2010 года «О признании многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес> пригодным для проживания незаконным. В качестве основания дл принятия такого решения в определение суда указано - неудовлетворительное состояние конструктивных элементов и в целом всего дома.

Межведомственная комиссия 01.10.2010 года (заключение № 38) рассмотрела вновь вопрос о пригодном (непригодности ) жилого помещения для проживания по вышеуказанному адресу и приняла решение, что необходимо провести дополнительное обследование несущих конструкций помещения специализированной проектной организацией, которое заказано Комитетом ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска в ООО «БЭСТ-ПРОЕКТ».

Согласно натуральному обследованию основных несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>, составленному ООО «БЭСТ-ПРОЕКТ» в целом техническое состояние конструкций объекта может характеризоваться как недопустимое, стены в недопустимом состоянии, покрытия и перекрытия находятся в недопустимом состоянии, фундамент находится в недопустимом состоянии.

15.12.2010 года межведомственная комиссия решила (заключение № 45), что для оценки соответствия находящегося в эксплуатации жилого <адрес> по <адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещения, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006года № 47 необходимо дополнительно провести проверку его фактического состояния по параметрам, указанным в пункте 43 вышеуказанного Положения.

До настоящего времени решение в соответствии с п.47 «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными и подлежащим сносу» мэрией города Ульяновска не принято.

Заявительнице мэрией города Ульяновска направлено письмо, в котором указано, что для проведения мероприятий по дополнительной проверке требуются денежные средства в сумме 20 000 рублей. При поступлении дополнительных финансовых средств в доход городского бюджета в 2011 году вопрос будет рассмотрен по существу.

В соответствии с п.43 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии со п. 46. Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В соответствии со ст. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что имело место бездействие мэрии города Ульяновска в части длительного не принятия решения по результатам проведения оценки соответствия помещения по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>, установленным требованиям в соответствии с п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными и подлежащим сносу».

Доводы представителя мэрии <адрес> о необходимости проведения дополнительного обследования и испытания в соответствии с п. 46 «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными и подлежащим сносу», заявлены без достаточных оснований.

Действительно п. 46 Положения содержит возможность принятия такого решения о необходимости проведения дополнительного обследования. Однако, как указано выше, такое решение о необходимости проведения дополнительного обследования уже принималось межведомственной комиссией 01 октября 2010 года. При этом, следовало сразу решить вопрос о необходимости проведения дополнительного обследования и в соответствии с п.43 Положения, так как необходимость проверки фактического состояния объекта прямо предусмотрено указанным Положением. Более того, мэрия города Ульяновска должна была представить данные проверки фактического состояния объекта на межведомственную комиссию 01 октября 2010 года.

Доводы представителя мэрии города Ульяновска о том, что у мэрии города Ульяновска отсутствуют необходимые денежные средства для проведения проверки фактического состояния объекта, заявлены без оснований, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для непринятия в установленные сроки решения в соответствии с п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными и подлежащим сносу».

Следует также отметить, что решение по заявлению граждан о признании данного дома аварийным в соответствии с п. 47 Положения не принято мэрией города Ульяновска спустя более 11 месяцев с момента подачи заявления, а также более пяти месяцев с момента признания судом незаконным принятого межведомственной комиссией решения от 22 марта 2010 года. Учитывая заключение ООО «БЭСТ-ПРОЕКТ», а также иные доказательства фактического состояния данного жилого дома, такое длительное не рассмотрение заявления является недопустимым.

В связи с чем, следует обязать мэрию города Ульяновска принять решение по результатам проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям в соответствии с п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными и подлежащим сносу».

Требования о возложении обязанности принять решение в пятидневный срок с момента вынесения решения не подлежит удовлетворению, поскольку только вступившее в законную силу решение является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации ( ст. 211 ГПК РФ.

В связи с чем, данное решение после его вступления в законную силу подлежит неукоснительному исполнению мэрией города Ульяновска. В связи с чем, суд не усматривает необходимости дополнительно указывать в резолютивной части решения сроки исполнения данного решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 197, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска в части длительного не принятия решения по результатам проведения оценки соответствия помещения по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> установленным требованиям.

Обязать мэрию города Ульяновска принять решение по результатам проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям в соответствии с п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными и подлежащим сносу».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Л. Н. Матвеева.