о возложении обязанности по устранению снежной скользкости



Дело № 2- 1196/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Родионовой В.П.,

при секретаре Паршиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц в защиту государственных и общественных интересов к мэрии города Ульяновска о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности по организации надлежащего содержания и уборки автомобильной дороги

У с т а н о в и л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, следующее. Проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности мэрии города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ). В силу пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии города Ульяновска. Однако исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Так, автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск», что подтверждается перечнем автодорог из реестра муниципальной собственности <адрес> по состоянию на 08.10.2010. Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 государственному стандарту ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93). Согласно пункту 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. В то же время, актом от 08.02.2011 проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Ватутина, установлено, что вопреки требованиям пунктов 3, ЗЛ.6 ГОСТ Р 50597-93, пункта 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р, на всем протяжении проезжей части данной дороги имеются зимняя скользкость, снежный накат высотой от 8 до 20 сантиметров. Ширина проезжей части заужена до 140 сантиметров. Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся вышеназванной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных участников дорожного движения на автомобильной дороге, расположенной по адресу: <адрес>, не представляется возможным. Просит признать бездействие мэрии города Ульяновска по невыполнению работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать мэрию города Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, <адрес>. Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу:
<адрес>.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы иска.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска в судебном заседании не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания гражданского дела. Просил о рассмотрении дела без своего участия. В отзыве на иск указал, что мэрия города Ульяновска не является надлежащим ответчиком. Мэрией города Ульяновска заключен муниципальный контракт с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом договора является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. Мэрия города Ульяновска осуществляет постоянный контроль за уборкой автомобильных дорог г. Ульяновска: МУП «Ульяновскдорремсервис» ежедневно предоставляют отчеты о проделанной работе.

Представитель третьего лица, УГИБДД УВД по г. Ульяновску в судебное заседание не явился по неизвестной причине.

Третьи лица Комитет дорожного хозяйства благоустройства и транспорта Мэрии г. Ульяновска, Ульяновское муниципальное унитарное специализированное автотранспортное предприятие « Ульяновскдорремсервис» в судебное заседание не явились по неизвестной причине, извещались.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с Уставом МО «Город Ульяновск», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 г. N 67 к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст.3).

В соответствии со ст. 40 данного Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "Город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся: в области строительства и транспорта: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, в случае принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решений о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска.

Состояние автомобильной дороги по <адрес> не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ Р).

В силу п. 1 названного ГОСТа Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 3 названного ГОСТа Р, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Актом от 08.02.2011 проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что вопреки требованиям пунктов 3, ЗЛ.6 ГОСТ Р 50597-93, пункта 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р, на всем протяжении проезжей части данной дороги имеются зимняя скользкость, снежный накат высотой от 8 до 20 сантиметров. Ширина проезжей части заужена до 140 сантиметров.

Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся вышеназванной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. В связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

Доводы мэрии города Ульяновска о том, что мэрия контролирует исполнение муниципального контракта, получая отчеты о проделанной работе от МУП «Ульяновсдорремсервис», заявлены без оснований. Указанное обстоятельство не освобождает мэрию города Ульяновска от ответственности за ненадлежащее состояние дорог. Доказательств тому, что автомобильная дорога по <адрес> в г. Ульяновске приведена в надлежащее состояние - в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-03, суду не предоставлено.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Мэрии города Ульяновска по не выполнению работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, незаконным.

Возложить обязанность на Мэрию города Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, <адрес>

Возложить обязанность на Мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу : г. Ульяновск, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья - В.П.Родионова