Дело №2-6804/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Грызуновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Фролову Н.Н. об обязании оформить охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился в суд с иском к Фролову Н.И. об обязании оформить в установленном законом порядке охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931 гг.», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, д. <адрес>, в обоснование иска указав следующее.
Ответчик является сособственником 14/400 доли в жилом помещении по вышеуказанному адресу.
Решением исполкома Ульяновской области Совета депутатов от 14.11.1957 № 977/24 вышеуказанное жилое здание признано объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры)- «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес>, <адрес> (ранее - улица <адрес>).
В соответствии с пунктом 59 Постановления Совмина СССР от 16.09.1982 № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Пунктом 62 Положения № 865 предусмотрено, что охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников, в том числе гражданам, в собственности которых находятся недвижимые памятники.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2008 №11/236-П утверждено Положение о Комитете Ульяновской области по культурному наследию, в соответствии с которым истец осуществляет деятельность по проведению единой государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ульяновской области. В соответствии с п.3.2.25 Постановления № 11/236-П истец определяет в пределах своей компетенции условия охранных обязательств и оформляет охранные обязательства собственников и пользователей объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
Комитетом Ульяновской области по культурному наследию в адрес ответчика направлено предписания от 12.08.2009 «Об устранении выявленных нарушений требований сохранения, использования и охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры)», в котором Комитет указал на необходимость заключения охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения, находящийся в его собственности- «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931 гг.», расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес>, д. <адрес>
Таким образом, ответчик обязан оформить с истцом охранное обязательство.
В связи с тем, что ответчик уклоняется от данной обязанности Комитет и обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца не присутствовал, о дне рассмотрения дела был извещен. Представил в суд дополнительные пояснения к иску, в которых указал следующее. Формы охранных обязательств на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) утверждены действующей Инструкцией о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, которая применяется в части, не противоречащей законодательству РФ. Согласно ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Инструкцией №203 утверждены несколько форм охранного обязательств, в том числе охранное обязательство по использованию недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан, что противоречит Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ. Более того, раздел II названной формы охранного обязательства по использованию недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан гласит о том, что Охранное обязательство может содержать и другие мероприятия по обеспечению сохранности памятника в соответствии с действующим законодательством. На основании п.59 Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (далее - Положение № 865), порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Согласно п.8 Положения № 865, правила, инструкции и указания государственных органов охраны памятников по вопросам охраны, использования, учёта и реставрации памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, и граждан. В Ульяновской области таковым органом является Комитет Ульяновской области по культурному наследию, наделённый соответствующими полномочиями Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2008 №11/236-П. На основании изложенного, приказом Комитета Ульяновской области по культурному наследию от 10.03.2008 № 23 утверждены формы бланков охранных обязательств, в соответствии с которым и был разработан проект охранного обязательства в отношении собственников здания, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес>. Требования и условия, содержащиеся в форме Охранного обязательства собственника жилого дома, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), или части его жилых помещений, утверждённого приказом Комитета от 10.03.2008 № 23 установлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (п.3 ст.48, п.3 ст.52, ст.45 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), п.8 Инструкции № 203, п.59 Положения № 865, п.72 Инструкции № 203). В соответствии с п. 2 ст.48 Закона № 73-ФЗ, особенности владения, пользованияи распоряжения объектом культурного наследия определяются настоящим законом, гражданским законодательством РФ, градостроительным законодательством РФ, земельным законодательством РФ. Согласно п.3 вышеназванной статьи собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, с учётом требования вышеупомянутого Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. В соответствии с п.4 ст.48 Закона № 73-ФЗ, при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия, новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. В соответствии с п.64 Положения № 865, п.79 Инструкции № 203 мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно-арендными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счёт средств пользователей или собственников памятников. Из приведённых нормативных положений видно, что указания уполномоченных государственных органов, в том числе по порядку и условиям использования объектов культурного наследия, носят властно-обязывающий характер для собственников и пользователей памятников истории и культуры, хотя и фиксируются в двусторонних охранных обязательствах, являющихся по своей правовой природе неизбежными обременениями (ограничениями) права собственности (пользования) (п.4 ст.48 Закона № 73-ФЗ). Государственный орган, исходя из состояния объекта культурного наследия, самостоятельно устанавливает условия использования конкретного памятника, порядок и сроки его реставрации и эти установления (указания) являются обязательными для собственников (пользователей).
Ответчик Фролов Н.И. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил суду, что является сособственником (доля14/400) двухэтажного жилого дома с пристроями и подвалом по адресу г. Ульяновск ул. <адрес> д. <адрес>, кв.<адрес>.Оон не согласен с иском Комитета об обязании оформить охранное обязательство по следующим причинам. Обязанности, возглавляемые на него истцом, должны были быть выполнены предыдущим собственником, муниципальным образованием г. Ульяновск, т.к. дом по адресу г. Ульяновск ул.<адрес> д. <адрес> был признан объектом культурного наследия в 1957 г. В 1996 г. была завершена реконструкция дома, но все работы были произведены некачественно. В 2006г. он и его супруга Фролова В.Н., а также внуки Тимохина А.С. и Дедок Н.П. приватизировали указанную квартиру в долях. После проведения прежним собственником данного дома всех необходимых работ по восстановлению его технического состояния, он согласен будет оформить с Комитетом охранное обязательство.
Третьи лица Фролова В.Н., представитель третьих лиц Тимохиной А.С. и Дедок П.Н. - Дедок М.Н. в судебном заседании поддержали позицию ответчика.
Выслушав ответчика, третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" регулирует отношения в области сохранения, использования, популярности и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, направлен на реализацию конституционного права каждого, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия.
В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 64 названного закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», являются объектами культурного наследия регионального значения.
Пунктом 1 статьи 63 того же Закона установлено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31.12.2010 сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 и применяемым постольку, поскольку установленные в нем правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
Судом установлено, что ответчик Фролов Н.И. является собственником 14/400 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, который имеет кадастровый номер №, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес>, д. <адрес>.
Решением исполкома Ульяновской области Совета депутатов от 14.11.1957 № 977/24 вышеуказанное жилое здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры) - «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес>, <адрес> (ранее - улица <адрес>).
По смыслу пункта 62 Положения местные государственные органы охраны памятников обязаны выдавать охранные обязательства гражданам, являющимися собственниками объектов культурного наследия регионального значения (памятников истории и культуры).
Таким образом, обязанность собственников, проживающих в таком доме, оформить охранное обязательство предусмотрена законодательством об охране и использовании памятников.
Порядок заключения договоров в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 названной статьи в случае уклонения стороны, для которой заключение договора обязательно, от его заключения другой стороне предоставлено право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Пунктом 59 постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 "Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры" предусмотрено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203.
В п.77 названной Инструкции, указывается, что к охранному обязательству, в частности, прикладывается двусторонний акт технического осмотра памятника и определения плана работ, фиксирующий его состояние в момент оформления договора или обязательства.
Из материалов дела усматривается, что ответчик отказывается оформлять охранное обязательств, в связи с чем Комитет обратился в суд с данными исками.
Однако, как пояснил ответчик в судебном заседании, он не оспаривает своей обязанности оформить охранное обязательство, а оспаривает лишь содержание этого охранного обязательства.
Согласно положениям ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Права собственника могут быть ограничены только по решению суда либо в ином, предусмотренном законом случае.
Истец указывает, что Решением исполкома Ульяновской области Совета депутатов от 14.11.1957 № 977/24 вышеуказанное жилое здание является объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры) - «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес> <адрес> (ранее - улица <адрес>
Однако из представленного технического паспорта следует, что дом состоит из литера А, возведенного в 1991 году, и по утверждению представителя истца являющегося объектом культурного наследия регионального значения (памятником истории и культуры) - «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», а также литера А3, возведенного в 1991 г., литеров А1, А2, возведенных в 1996 г.
Реконструкция жилого дома проводилась, со слов ответчика, с 1992 по 1996 годы, из акта обследования №А/ЛС-10-37 от 21.06.2010 г., составленного истцом, следует, что дом отреставрирован в 1989-1996 годы, реставрировался по инициативе дирекции музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» без участия граждан, которые на эти годы были выселены из жилого дома в маневренный фонд.
Таким образом, по сравнению с 1957 годом (дата объявления жилого дома объектом культурного наследия регионального значения) в настоящее время дом утратил первоначальный внешний вид.
Заслуживает внимания довод ответчика о том, что он не заключает охранное обязательство по причине того, что реконструкция жилого дома проведена не качественно и недостатки в работах не устранены до передачи жилого дома в общую долевую собственность всех собственников дома. Данный довод подтверждается, в частности, актом обследования двухэтажного кирпичного пристроя к дому № <адрес> по ул.<адрес> в г.Ульяновске от 22.03.2001г.
Следует отметить, что в актах технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории в разделах 2 и 3 описание объекта содержат сведения об ограниченно работоспособном состоянии жилого дома, что также свидетельствует о том, что на ответчиков возлагается обязанность принять на охрану объект в ненадлежащем состоянии без предварительного приведения его в полностью работоспособное состояние.
При таких обстоятельствах суд полагает невозможным обязывать ответчика оформить в установленном порядке в Комитете Ульяновской области по культурному наследию охранное обязательство, в связи с чем исковые требования Комитета являются преждевременными и подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Фролову Н.Н. об обязании оформить охранное обязательство в отношении выявленного объекта культурного наследия регионального значения - «Дом, в котором жила народная учительница Герой Труда, друг семьи Ульяновых Кашкадамова Вера Васильевна, 1928-1931гг.», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>,д.<адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья Петрова И.И.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.