Дело №2-6471/2010
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2010 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Грызуновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Шушина А.М., к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании денежной компенсации за ремонт технического средства реабилитации, расходов за проезд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Шушина А.М., обратился в суд с иском к ответчику об обязании компенсировать законному представителю Шушина A.M. - Шушиной Ю.В. самостоятельно понесенные ею 21.07.2010г. расходы на ремонт технического средства реабилитации в сумме 500 руб., оплату проезда к месту ремонта технического средства реабилитации в г.Москву (24.02.2010г.) и обратно (25.02.2010г.) на общую сумму 2475, 13 руб., оплату проезда к месту ремонта технического средства реабилитации в г. Москву (20.07.2010г.) и обратно (10.08.2010г.) на общую сумму 4074, 28 руб., в обоснование указав следующее.
Прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска по обращению Шушиной Ю.В. законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида Шушина A.M. проведена проверка соблюдения Министерством труда и социального развития Ульяновской области (далее - Министерство) законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Шушин А.М. является ребенком-инвалидом с 11.02.2008г. 27.01.2009г. филиалом № 14 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Шушину A.M. была оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № 215. В разделе «Технические средства реабилитации» указаны, в том числе ремонт TCP, внутриушные индивидуальные вкладыши и слуховые аппараты.
19.07.2010г. мать ребенка- инвалида Шушина A.M. - Шушина Ю.В., являясь законным представителем своего сына, направила обращение Министру труда и социального развития Ульяновской области Васильеву А.А. о выдаче направления в организацию для ремонта слухового аппарата с приложением копий необходимых документов.
20.07.2010г. Шушина Ю.В. и ее сын выехали в г. Москву железнодорожным транспортом для ремонта TCP. Дата выезда в обратном направлении- 10.08.2010г.Ремонт слухового аппарата WidexInteo - 19, серийный № 051020 был произведен ООО «Видекс Сервис» (г. Москва) 21.07.2010г., что подтверждает акт сдачи-приемки работ от 21.07.2010г. № 00003854 (диагностика, чистка каналов акустики без разработки аппарата). Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 21.07.2010г. № 489 и кассовому чеку от 21.07.2010г., стоимость за ремонт составила 500 руб. Оплата ремонта была произведена за счет собственных средств Шушиной Ю.В.
16.08.2010г. Шушина Ю.В. обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о компенсации расходов за ремонт TCP, однако указанная компенсация в размере 500 руб. Шушиной Ю.В. до настоящего времени не произведена, что повлекло нарушение прав ребенка-инвалида Шушина A.M.
Проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Ульяновской области проверкой по аналогичному обращению Шушиной Ю.В. выявлено аналогичное нарушение прав ее прав на компенсацию расходов за ремонт TCP.
Кроме того, 16.08.2010г. Шушина Ю.В. обратилась в Министерство с заявлением о компенсации проезда к месту ремонта технического средства реабилитации ее сына, произведенных в г. Москве 25.02.2010г. и 21.07.2010г.
Как было установлено, 25.02.2010г. Шушину A.M. в г. Москве по рекомендации врачей был произведен ремонт ранее выданного слухового аппарата. Оплата проезда к месту ремонта TCP в г. Москву (24.02.2010г.) и обратно (25.02.2010г.) на общую сумму 2475, 13 руб. был произведен Шушиной Ю.В. за счет собственных средств.
20.07.2010г. отец Шушина A.M. - Шушин М.С. и его сын вновь выехали в г. Москву железнодорожным транспортом для ремонта TCP. Дата выезда в обратном направлении- 10.08.2010г. Оплата проезда на общую сумму 4074,28 руб. была произведена Шушиной Ю.В. также за счет собственных средств.
Более того, слуховой аппарат WidexInteo - 19 был приобретен Шушину A.M. в 2008 году за счет средств Фонда социального страхования в ООО «Аудиостар» (г. Москва). Ремонт и техническое обслуживание подобных препаратов осуществляется в ООО «Видекс Сервис», имеющем соответствующую лицензию на право осуществления указанной деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №2101-р было утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской области.
В соответствии с данным Соглашением Государственное учреждение «Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования» до 31.12.2009г. передало в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области сведения о гражданах, обратившихся в названное Учреждение с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации с оформлением соответствующего акта. С 01.01.2010 предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 01.07.2010 №214-П «Об утверждении Положения и Министерстве труда и социального развития Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве труда и социального развития Ульяновской области, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное Управление и реализующим государственную политику в сфере труда и социального развития на территории Ульяновской области. Министерство является правопреемником Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по всем правам и обязательствам.
В связи с вышеизложенным, прокурор и обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель прокурора настаивал на исковых требованиях в полном объеме, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Шушина Ю.В., являющаяся законным представителем ребенка-инвалида Шушина А. М., в судебном заседании поддержала требования прокурора. Указала, что в 2008 году в рамках индивидуальной программы реабилитации ее сыну Шушину А.М., являющемуся ребенком-инвалидом был предоставлен слуховой аппарат WidexInno-19 (2 штуки - на оба уха). В начале 2010 года сын истицы стал жаловаться на качество работы слухового аппарата. Шушина Ю. М. обнаружила на корпусе слухового аппарата микротрещину, через некоторое время от корпуса откололся кусочек. Врач рекомендовал ремонт слухового аппарата. Так как в г.Ульяновске отсутствует специализированная организация, осуществляющая ремонт слуховых аппаратов, Шушина Ю.В. выехала для ремонта слухового аппарата в г. Москву. Ремонт был произведен в ООО «Видэкс». Расходы на ремонт слухового аппарата составили 1500 руб. Кроме того, Шушина Ю. В. за свой счет оплатила изготовление индивидуальных внутриушных вкладышей для слухового аппарата (2шт), цена заказа 1540 руб. Решением суда от 13.07.2010г. суд взыскал в ее пользу с ответчика указанные расходы на ремонт слухового аппарата. Однако данное решение ответчиком было исполнено фактически гораздо позже. В июле 2010г. слуховой аппарат сына вновь стал плохо работать и она 19.07.2010г. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче направления к месту нахождения организации для ремонта слухового аппарата, которое было ответчиком проигнорировано. Тогда она за свой счет поехала в г.Москву для ремонта данного средства реабилитации ребенка, поскольку ждать какого-либо положительного решения от ответчика возможности не было, поскольку ребенок нуждается в постоянном использовании слухового аппарата, т.к. обучается в обычно средней школе. 16.08.2010г. ею в Министерство было подано письменное заявление о выплате компенсации за произведенный самостоятельно ремонт слухового аппарата и проезд к месту ремонта, приложив все документы, подтверждающие понесенные расходы. Однако до настоящего времени ответчик в полном объеме не выплатил ей компенсацию, что нарушает права ее ребенка-инвалида.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в ноябре 2010г. компенсация за произведенный Шушиной Ю.В. ремонт слухового аппарата ее ребенка-инвалида была ей перечислена в размере 500 руб., что подтверждается платежным поручением. По вопросу компенсации проезда к месте ремонта слухового аппарата Шушина Ю.В. в Министерство не обращалась. Более того, пояснила, что не было необходимости выезда ее в г.Москву для ремонта слухового аппарата, т.к. Министерство выдает направления инвалидам в ООО «Сурдоцентр» на сдачу слуховых аппаратов для ремонта, которые данная организация впоследствии направляет в г.Москву, поскольку в г.Ульяновске не имеется соответствующей организации, производящей ремонт данного средства реабилитации.
Представители третьих лиц ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, Управление Росздравнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены, просили рассматривать дело в свое отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Шушин Андрей Михайлович, 23.01.1996 года рождения, является инвалидом детства.
В 2008 году Шушин А. М. был обеспечен техническим средством реабилитации цифровым слуховым аппаратом WidexInno-19 (2 штуки - на оба уха).
Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПР) от 27.01.2009 к акту освидетельствования № 215 от 27.01.2009 (срок действия - до 23.01.2014) Шушину А. М. было назначены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации: ремонт технических средств реабилитации, внутриушные индивидуальные вкладыши в слуховые аппараты (2 штуки) - ежегодно до 18 лет.
В 2010 году Шушиной Ю. В., являющейся законным представителем ребенка-инвалида Шушина А. М., понесены расходы на ремонт ранее выданного слухового аппарата в размере 1500 руб., на изготовление индивидуальных внутриушные вкладышей (2 штуки) в размере 1540 руб., а всего на сумму 3040 руб.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13.07.2010г. в пользу законного представителя ребенка-инвалида с Министерства труда и социальной защиты населения Ульяновской области (ранее - ДСЗН) были взысканы данные расходы.
20.07.2010г. отец Шушина A.M. - Шушин М.С. вновь выехал в г. Москву железнодорожным транспортом для ремонта TCP. Дата выезда в обратном направлении- 10.08.2010г. Оплата проезда, а также оплата самого ремонта слухового аппарата была произведена законным представителем ребека-инвалида также за счет собственных средств. Факт несения расходов подтверждается кассовыми и товарными чеками, квитанцией на ремонт, актом сдачи-приемки работ, проездными билетами и не оспаривается ответчиком в судебном заседании.
В ходе рассмотрения дела было установлено и не оспаривалось ответчиком, что в Ульяновской области отсутствует специализированное предприятие, осуществляющее ремонт указанных технических средств реабилитации, такие средства ремонтируются только в г.Москве.
По мнению суда, заявленные исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.п. 17, 24 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, а также ремонт технических средств реабилитации относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации л отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);
в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости -сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 Правил;
г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости -сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;
д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу п. 8 Правил ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Если инвалид произвел ремонт технического средства (изделия) за счет собственных средств, ему выплачивается компенсация.
Решениеовыплате компенсациипринимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном; либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по ремонту технического средства (изделия), заключения медико-технической экспертизы, а также документов, подтверждающих эти расходы.
Также, в соответствии с п. 12 Правил при проезде инвалида (ветерана, сопровождающего лица) за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами, при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждениянеобходимости поездки в случае, если использовались виды транспорта, указанные в пункте 13 Правил, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №2101-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской области.
В соответствии с данным Соглашением Государственное учреждение «Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования» до 31.12.2009 передало в ДСЗН Ульяновской области сведения о гражданах, обратившихся в названное Учреждение с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации с оформлением соответствующего акта. С 01.01.2010 предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице ДСЗН Ульяновской области.
Поскольку ответчиком в материалы дела до вынесения решения судом были представлены доказательства выплаты законному представителю Шушина А.М. компенсации за ремонт слухового аппарата в размере 500 руб., то в этой части исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Исковые требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу законного представителя ребенка-инвалида расходов на проезд к месту ремонта ТСР в размере 6 549 руб. 41 коп. подлежат удовлетворению, поскольку выплата данной компенсации прямо предусмотрена действующим законодательством, а также факт несения этих расходов подтверждена документально.
При этом суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что у законного представителя ребенка-инвалида не было необходимости выезжать самостоятельно к месту ремонта слухового аппарата, поскольку она могла сдать его в ООО «Сурдоцентр», которое впоследствии и перенаправит ТСР в специализированную организацию в г.Москве для ремонта.
Так, материалами настоящего гражданского дела и, в частности, медицинской документацией несовершеннолетнего, подтверждается факт необходимости постоянного (беспрерывного) использования ребенком-инвалидом данного слухового аппарата в повседневной жизни, он не может обходиться без данного средства реабилитации. В связи с этим, учитывая возраст ребенка-инвалида, его нуждаемость в постоянном применении слухового аппарата, суд приходит к выводу о том, что поездка законного представителя несовершеннолетнего к месту ремонта слухового аппарата была вынужденной и необходимой.
Более того, суд также принимает во внимание и следующее обстоятельство. Законный представитель ребенка-инвалида - Шушина Ю.В. 19.07.2010г. обратилась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с письменным заявлением о выдаче направления к месту нахождения организации для ремонта слухового аппарата. Между тем, письменный ответ на данное заявление Министерством был направлен в адрес заявителя только 11.08.2010г., т.е. с нарушением установленного 15-ти дневного срока для рассмотрения заявления. Длительное рассмотрение подобного рода заявлений инвалидов и их законных представителей вынуждает лиц, указанной социально менее защищенной категории, самостоятельно оплачивать те или иные предоставленные им государством меры социальной поддержки, в том числе, приобретение или ремонт средств технической реабилитации.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Шушина А.М., удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Шушиной Ю.В., являющейся законным представителем ребенка-инвалида Шушина А.М., компенсацию за проезд к месту организации, осуществляющей ремонт технического средства реабилитации инвалида, в размере 6 549 руб. 41 коп.
В удовлетворении иска прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Шушина А.М. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании денежной компенсации за ремонт технического средства реабилитации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Судья И.И.Петрова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.