компенсация морального вреда за вред здоровью



Дело № 2-1273/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 марта 2011 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Айметовой Л.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бариновой И.К. к Открытому акционерному обществу «Контактор» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Баринова И.К. обратилась в суд с указанным иском к ОАО «Контактор», мотивируя следующим. В период работы в ОАО «Контактор» с 23 октября 2001 года по 22 ноября 2008 года она повредила здоровье, вследствие чего возникло профессиональное заболевание, полученной при выполнении работ по обработке изделий и прессовке изделий из пластмасс. С 23.10.2001г. по 03.05.2004г. она работала обработчиком изделий из пластмасс в фирме «Прессформпласт» в цехе «Пластик» ОАО «Контактор». Работа заключалась в удалении облоя пресс-материала механическим путем с использованием шлифовальных, алмазных отрезных кругов, напильников, надфилей, выполнения сверлильных работ. С 03.05.2004г. по 22.11.2008г. она работала прессовщиком изделий из пластмасс. Работы по прессованию изделий из пластмасс сопровождались воздействием вредных производственных факторов: содержанием в воздухе рабочей зоны вредных веществ химической природы (фенола, формальдегида, эпихлоргидрина, толуола). В июне 2009г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области была составлена санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания. Согласно этому документу ее условия труда как прессовщика изделий из пластмасс цеха «Пластик» фирмы «Прессформпласт» ОАО «Контактор» не соответствуют требованиям Р 2.2.2006-05 от 29.07.2005г. «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерий и классификации условий труда» по шуму, уровню искусственного освещения и тяжести трудового процесса. Согласно Акту о случае профессионального заболевания от 09.12.2009г. причиной профессионального заболевания стал длительный стаж работы в условиях воздействия вредных производственных факторов: фенол+формальдегид+общее заболевание, наличие аллергии на пыльцу растений, домашнюю, бытовую пыль. Непосредственной причиной заболевания послужили - фенол, формальдегид. 2 декабря 2010г. ей выдана справка об инвалидности, согласно которой она является инвалидом № группы по профзаболеванию. Ей установлено <данные изъяты> % утраты профессиональной трудоспособности. В результате профессионального заболевания она испытывает физические и нравственные страдания. Ее постоянно беспокоит кашель, от которого она задыхается, головные боли, повышенная утомляемость, плохой сон, зуд тела, в силу чего она не может вести активный образ жизни, испытывает неудобства в общении. Приобретенное профессиональное заболевание является неизлечимым, состояние здоровья не улучшается, она чувствует себя хуже. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.

В судебном заседании истица на своем иске настаивала, поддержав его доводы. Дополнила, что она постоянно имеет при себе два ингалятора, без которых не может обходиться. Постоянно принимает лекарственные препараты, дважды в год находится на стационарном лечении. Она не работает с 2008г., пенсию еще не получает, так как инвалидность ей оформлена только в декабре 2010г. Испытывает неудобства в быту, не может самостоятельно убираться из-за заболевания, к ней приходит дочь, чтобы провести уборку дома.

Представитель ответчика ОАО «Контактор» в судебное заседание не явился, извещался.

Выслушав истицу, заслушав прокурора, полагавшего необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда, изучив дело освидетельствования в МСЭ, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истица Баринова И.К. работала в ОАО «Контактор» с 23.10.2001г. по 22.11.2008г. Уволена по соглашению сторон.

В период с 23.10.2001г. по 03.05.2004г. работала в фирме «Прессформпласт» цеха «Пластик» ЗАО «Контактор» обработчиком пластмасс.

С 03.05.2004г. по 22.11.2008г. работала в фирме «Прессформпласт» в цехе «Пластик» на прессовом участке прессовщиком изделий из пластмасс ОАО «Контактор».

В декабре 2010 года истице была установлена <данные изъяты> группа инвалидности по профзаболеванию сроком на один год. А также определена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере <данные изъяты> % в связи с профзаболеванием.

Судом установлено, что профессиональное заболевание истицей получено в период работы в ОАО «Контактор».

Данный факт подтверждается Актом о случае профессионального заболевания от 09.12.2009г., составленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, утвержденного Главным государственным санитарным врачом по Ульяновской области.

Согласно данному акту, у истицы Бариновой И.К. установлен следующий диагноз: <данные изъяты>

Актом установлено, что Баринова И.К. в период работы с 23.10.2001г. по 03.05.2004г. обработчиком изделий из пластмасс удаляла облой пресс-материала механическим путем с использованием шлифовальных, алмазных отрезных кругов, напильников, надфилей, выполняла сверлильные работы на сверлильных станках, резьбонарезной бабке. Обрабатывала корпуса и крышки выключателей.

Работа сопровождается воздействием вредных производственных факторов: содержанием в воздухе рабочей зоны вредных веществ химической природы (пыль стеклопластика - умеренно фиброгенная).

В период работы с 03.05.2004г. по 22.11.2008г. прессовщиком изделий из пластмасс изготавливала изделия из пластмасс методом горячего прессования. Использовала стеклонаполненные материалы. При нагреве прессматериала выделяются в воздух рабочей зоны пары фенола и формальдегида.

Причиной профессионального заболевания послужило, как отражено в Акте, длительный стаж работы в условиях воздействия вредных производственных факторов: фенол, формальдегид+общее заболевание, наличие аллергии на пыльцу растений, домашнюю, бытовую пыль.

Суду представлена также санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, в которой дан заключение о состоянии условий труда - условия труда прессовщика изделий из пластмасс цеха «Пластик» фирмы «Прессформпласт» ОАО «Контактор» Бариновой И.К. не соответствуют требованиям Р 2.2.2006-05 от 29.07.2005г. «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерий и классификации условий труда» по шуму, уровню искусственного освещения и тяжести трудового процесса.

Согласно Акту освидетельствования в бюро МСЭ в период с 02.12.2010г. по 15.12.2010г. Бариновой И.К. установлен следующий диагноз: <данные изъяты>

Дано следующее заключение об условиях и характере труда - нетрудоспособна в своей профессии обработчика пластмасс, прессовщика изделий из пластмасс. Противопоказан тяжей физический труд, контактирование с пылью, токсико-химическими аллергенами.

Экспертное решение об установлении <данные изъяты>% степени утраты профессиональной трудоспособности обосновано стойким, умеренным нарушением функции дыхания, приводящее к утрате способности продолжать профессиональную деятельность.

Таким образом, профессионально заболевание получено истицей в результате ненадлежащих условий труда в ОАО «Контактор», то есть по вине работодателя.

Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

Абзац второй пункта 3 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает право застрахованного требовать от причинителя компенсации морального вреда, т.е. нравственных или физических страданий, перенесенных в результате травмы, увечья, профессионального заболевания, иного повреждения здоровья.

Согласно ст.3 названного Закона профессиональным заболеванием признается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, наличие вины ответчика в наступлении у истицы профессионального заболевания, степень физических и нравственных страданий истицы, ее возраст, состояние здоровья, испытываемые ею неудобства в бытовой сфере, необходимость постоянного применения лекарственных препаратов, ингаляторов, ежегодного стационарного лечения, неизлечимость приобретенного профессионального заболевания, суд полагает необходимым определить ко взысканию в пользу истицы с ОАО «Контактор» компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика поделит взысканию также государственная пошлина, от уплаты которой истица была освобождена в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бариновой И.К. удовлетворить частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Контактор» в пользу Бариновой И.К. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В удовлетворении требований о взыскании остальной части компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Контактор» в доход местного бюджета государственную пошлину 200 руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова