Дело №2-259/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Грызуновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирина Е.Д., Кириной Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Кириной Х.Е., Кириной И.Е., к Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о выдаче государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Кирины Е.Д. и Н.А., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Кириных Х. и И., обратились в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела, к Правительству Ульяновской области и Министерству труда и социального развития Ульяновской области об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на состав семьи 4 человека за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, на 87 кв.м., в обоснование указав следующее.
Истец является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986г. в составе Управления строительства №605. В 2000г. ему была установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию, в 2002г. инвалидность была связана с увечьем, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
С ДД.ММ.ГГГГ1994г. истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на получение жилого помещения с составом семьи 4 человека.
Семья истца проживает в двухкомнатной квартире по адресу: г.Димитровград, ул.<адрес>, д.<адрес> кв.<адрес>, общей площадью 48.38 кв.м., жилой - 28,6 кв.м.
Решением №14 от 22.04.2010г. заседания рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, истцу было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата со ссылкой на ст.53 ЖК РФ, как гражданину, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершил действия, в результате которых был признан нуждающимся в жилом помещении. Данное решение истец считает незаконным, поскольку никаких действий, в результате которых он стал нуждающимся в предоставлении жилого помещения, он не совершал.
В связи с вышеизложенным, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Истица Кирина Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, согласна на рассмотрение дела в свое отсутствие.
Представитель истца Курашов В.Н. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования и пояснения истца.
Представитель ответчика Правительства Ульяновской области Гордеева О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, считала Правительство Ульяновской области ненадлежащим ответчиком по делу, по существу иска пояснила следующее. Вопросы обеспечения жилой площадью участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф с 01.01.2006г. регулируются Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, а также на территории Ульяновской области - Порядком оформления и выдачи сертификатов, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 05.07.2006 №211. На основании указанных нормативных актов, составлением списков граждан-участников подпрограммы, направлением их государственному заказчику подпрограммы, оформлением и выдаче сертификатов гражданам уполномочено заниматься Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Финансирование мер социальной поддержки в виде предоставления субсидий на приобретение жилья гражданам указанной категории, является расходными обязательствами Российской Федерации. Также суду пояснила, что истец с составом семьи 4 человека на настоящий момент уже включен в список граждан-участников подпрограммы и получит сертификат согласно очередности.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области Захарова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию представителя Правительства области, дополнительно суду пояснила следующее. На заседании рабочей группы в апреле 2010г. истцу ошибочно было отказано во включении его в списки граждан-участников подпрограммы. Однако впоследствии документы истца повторно пересмотрели и в настоящее время истец с составом семьи 4 человека включен в список на получение сертификата на 2011г. В самом сертификате при его заполнении Министерством указывается только размер денежной суммы (субсидии) без указания площади жилого помещения, которая, в свою очередь, учитывается по установленной законодательством формуле при расчете размера субсидии.
Представитель третьего лица Администрации МО «Г.Димитровград» в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором поддержал заявленные исковые требования.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986г.
В 2000г. ему была установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию, в 2002г. инвалидность была связана с увечьем, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
С ДД.ММ.ГГГГ1994г. истец решением жилищного отдела администрации г.Димитровграда был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очереди на получение жилого помещения с составом изначально семьи 3 человека (он, супруга Кирина Н.А., дочь Кирина Х.Е.), затем с составом семьи 4 человека (в связи с рождением второго ребенка Кириной И.Е.).
Семья истца в настоящее время проживает в двухкомнатной квартире по адресу: г.Димитровград, ул.<адрес>, д.<адрес> кв.<адрес>, общей площадью 48.38 кв.м., жилой - 28,6 кв.м.
Решением №№ от ДД.ММ.ГГГГ2010г. заседания рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, истцу было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата со ссылкой на ст.53 ЖК РФ.
По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с п.2 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы), гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации (с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №17-П от 10.11.2009).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц» определено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14,15,16,17,22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предоставление им субсидий на приобретение жилья.
Данным постановлением были утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц (далее Правила).
Пункт 2 Правил определяет, что субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Согласно п. 2 данных Правил определено, что документом, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения является государственный жилищный сертификат.
Подпункт «е» пункта 5 Правил, определяет, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, в силу пункта 22 Правил, является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, истец Кирин Е.Д. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, по данным администрации г.Димитровграда он состоит в администрации города на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ1994 года, изначально с составом семьи 3 человека, а затем - 4 человека.
Согласно данным Министерства труда и социального развития Ульяновской области Кирин Е.Д. в сводном списке участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Ульяновской области на 2011 год значился под №№.
Истец со своей супругой и двумя несовершеннолетними детьми занимает двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г.Димитровград, ул.<адрес>, д.<адрес> кв.<адрес>, общей площадью 48.38 кв.м., жилой - 28,6 кв.м.
Согласно данным УФСГРКК по Ульяновской области и УОГУП БТИ истец никакого жилья на территории Ульяновской области и г.Ульяновска не имеет. Его супруга и дети являются собственниками указанного выше жилого помещения на основании регистрационного удостоверения, выданного УОГУП БТИ.
Учитывая площадь жилого помещения, занимаемого истцом и его членами семьи, а также право истца на получение дополнительной жилой площади, истец, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, что не оспаривается ответчиками в судебном заседании. Следовательно, оснований для отказа истцу во включении его в список граждан-участников подпрограммы и выдаче ему сертификата не имеется.
Согласно подпункту «в» пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
Исходя из содержания пункта 24,25,26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, предоставление государственных жилищный сертификатов осуществляется в порядке очередности, при этом сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления до 1 октября года, предшествующего планируемому, в той хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании вышеизложенного, учитывая, что фактически оформление и выдача государственных жилищных сертификатов в Ульяновской области осуществляется как Правительством Ульяновской области в лице Председателя, так и Министерством труда и социального развития области, суд полагает необходимым обязать Правительство Ульяновской области и Министерство труда и социального развития Ульяновской области оформить и выдать в порядке очередности Кирину Е.Д. государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека с учетом права на получение дополнительной общей площади жилого помещения в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кирина Е.Д., Кириной Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Кириной Х.Е., Кириной И.Е. удовлетворить.
Обязать Правительство Ульяновской области и Министерство труда и социального развития Ульяновской области оформить и выдать в порядке очередности Кирину Е.Д. государственный жилищный сертификат, удостоверяющий его право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения, на состав семьи 4 человека (Кирин Е.Д., Кирина Н.А., Кирина Х.Е., Кирина И.Е.) с учетом права на получение дополнительной общей площади жилого помещения в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья И.И.Петрова