ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2011 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Грызуновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о признании бездействий мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав следующее.
Прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г.Ульяновска выявлены нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по ул.<адрес> в г.Ульяновске.
В нарушение п.п. 3, 3.1.6, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на протяжении ул. <адрес> в г. Ульяновске имеется зимняя скользкость и снежный накат высотой от 3 до 10 см, на пересечении улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
Данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.
Согласно п.5 ч.6 ст.37 Устава МО «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к компетенции мэрии г.Ульяновска.
В связи с вышеизложенным, прокурор просит признать бездействия мэрии незаконными и обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>, а именно: зимнюю скользкость и снежные валы на всем протяжении автомобильной дороги ул. <адрес> и на пешеходных переходах. Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул.<адрес> в г. Ульяновске.
В судебном заседании представитель истца не присутствовал, просил рассматривать дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска и третьего лица Комитета дорожного хозяйства и благоустройства мэрии г.Ульяновска в судебном заседании не присутствовала, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила письменный отзыв на иск, в котором не признала исковые требования, указав, что мэрия г.Ульяновска в лице структурного подразделения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта наделена действующим законодательством полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. Органы местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий имеют право создавать муниципальные предприятия. Так, для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжения Мэра г.Ульяновска созданы МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». Реализуя свои полномочия, мэрия постоянно осуществляет контроль за уборкой автомобильных дорог г.Ульяновска, в т.ч. и ул.<адрес>. Таким образом, истец не доказал факт бездействия мэрии г.Ульяновска в части содержания автомобильной дороги. Мэрией г.Ульяновска 21.10.2010г. с МУП «Ульяновскдорремсервис» был заключен муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г.Ульяновске. При этом подрядчик несет полную ответственность в случае невыполнения условий контракта.
Представитель третьего лица УГИБДД УВД по г.Ульяновску Сейфин Р.Р. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, пояснив, что до настоящего времени выявленные нарушения эксплуатации автодороги по ул.<адрес> мэрией не устранены, данная дорога не соответствует требованиям ГОСТа Р.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия г.Ульяновска, а не муниципальные предприятия по уборке города, которые, в свою очередь, несут ответственность перед мэрией г.Ульяновска за надлежащее выполнение условий муниципального контракта.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 09.12.2010г., составленного государственным инспектором по дорожному надзору отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным Р.Р., с участием помощника прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, была проверена на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 ул.<адрес> в г.Ульяновске. Выявлены нарушения обязательных требований: эксплуатация дороги по ул. <адрес> не отвечающей обязательным требованиям Государственного стандарта.
Так, в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части, на всем протяжении проезжей части по ул.<адрес> и на посадочных площадках имеется зимняя скользкость, высота снежного наката на протяжении ул.<адрес> составляет от 3 до 10 см, на двух остановках снежный накат составляет от 5 до 7 см, на остановке напротив д.127 высота снежного наката составляет от 3 до 5 см.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.
По мнению суда, требования прокурора о признании незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, выразившееся в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.<адрес> и возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р50597-93 являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам представителя ответчика, выполнение мэрией г.Ульяновска возложенных на нее законом обязанностей в части эксплуатации автомобильных дорог осуществляется не в должной мере, т.е. требования Государственных стандартов выполняются ненадлежащим образом. Доказательств обратного представителем ответчика в материалы дела не представлены.
Помимо этого, требования прокурора об обязании мэрии г.Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул. <адрес> в г.Ульяновске, также заявлено обоснованно, поскольку, несмотря на право органов местного самоуправления создавать соответствующие муниципальные предприятия, сами органы местного самоуправления, в то же время, обязаны постоянно осуществлять контроль и организацию работ по надлежащему состоянию автомобильных дорог.
Между тем, представитель ответчика не представил суду доказательства осуществления такого контроля за подрядной организацией.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, выразившееся в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации зимней скользкости и снежных валов на автомобильной дороге по ул.<адрес> г.Ульяновска.
Обязать мэрию города Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги по ул. <адрес> в г.Ульяновске, а именно, зимнюю скользкость и снежные валы на протяжении всей автомобильной дороги по ул. <адрес> в г.Ульяновске и на пешеходных переходах.
Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги по ул<адрес> в г. Ульяновске.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья Петрова И.И.