Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-1407/11
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Ульяновска 14 марта 2011 года
Ленинский районный суд в составе: председательствующего Мифтаховой Г.А., при секретаре Москальоновой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова О.В. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о признании права на присвоение звания ветерана Великой Отечественной войны, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны
У С Т А Н О В И Л :
Ефимов О.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о признании права на присвоение звания ветерана Великой Отечественной войны, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны мотивируя тем, что в годы Великой Отечественной войны проработал 6 месяцев в леспромхозе Тереньгульского района в период с 01.06. по 01.09.1943 года и с 01.06. по 01.09.1944 года, что подтверждается протоколом опроса свидетелей от 14.10.1993 года № 480 Комитета социальной защиты населения Тереньгульского района о включении в трудовой стаж указанных периодов работы.
В начале 2010 года обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о включении в стаж работы указанных периодов в годы Великой Отечественной войны и присвоении ему статуса ветерана Великой Отечественной войны в качестве труженика тыла, так как согласно п.4 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 года по 09.05.1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР и лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно ответу Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска от 27.02.2010 года ему отказано во включение в стаж указанного периода работы в годы Великой Отечественной войны по мотиву отсутствия правовых оснований. Вместе с тем, данное Управление указало на то, что указанные периоды его работы учтены при назначении ему пенсии в 1994 году для повышения пенсии как лицу, проработавшему в годы войны не менее 6 месяцев.
Из сообщения Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области от 09.03.2010 года за № ТУ/04 981 следует, что ему отказали в присвоение звания «Труженик тыла» и в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны также за отсутствием правовых оснований. Поскольку данные отказы нарушили его права на получение звания ветерана Великой Отечественной войны и мер социальной поддержки, просит суд признать за ним право на присвоение звания ветерана Великой Отечественной войны и обязать Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области выдать ему соответствующее удостоверение.
В судебном заседании истец Ефимов О.В. исковые требования поддержал, дал в целом аналогичные пояснения. Дополнил их тем, что осуществлял в вышеуказанный период посадку саженцев деревьев в лесах, уход за ними, а также сенокошение, будучи соответственно 9 и 10-летним ребенком. Привлекались к указанным работам лишь дети, проживавшие на территории леспромхоза. Трудовых договоров с ними не заключалось, вместе с тем производилась оплата их труда по ведомостям выдачи заработной платы. Последнюю выдавали лесничий либо бухгалтер. Документов могущих подтвердить данный факт не сохранилось. В 1994 году посредством опроса двоих свидетелей, Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска был признан факт его работы в леспромхозе в указанные годы, что повлекло установление ему соответствующих надбавок. Однако указанные свидетели впоследующем умерли.
Абитова З.Ф. - представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску с исковыми требованиями Ефимова О.В. не согласилась. Пояснила, что указанный период работы Ефимова О.В. обоснованно не включен в его общий трудовой стаж для начисления пенсии за недостижением Ефимовым О.В. в 1943 - 44 годах требуемого законом 12-летнего возраста для трудоустройства на работу. При этом не отрицала факта принятия 6 месяцев работы Ефимова О.Ф. в вышеуказанные периоды в зачет для начисления ему надбавок к пенсии за годы работы в период Великой Отечественной войны. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска просила рассмотреть дело в свое отсутствие. С исковыми требованиями истца не согласилась, дала пояснения аналогичные изложенным в решение выше.
Представитель Отделения ПФ РФ (ГУ) по Ульяновской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Ефимов О.В. 29 августа 1934 года рождения в период с 01.06. по 01.09.1943 года, то есть в девятилетнем возрасте и с 01.06. по 01.09.1944 года, то есть в десятилетнем возрасте, в период летних каникул, без оформления трудовых договоров, работал в леспромхозе Тереньгульского района Ульяновской области, выполняя работы по посадке саженцев деревьев в лесах, уходу за ними, а также по сенокошению. Подтвердить данные обстоятельства документально Ефимов О.В. возможности не имеет, поскольку трудовых отношений с ним на указанный период Тереньгульский леспромхоз не заключал. Так согласно справки Тереньгульского леспромхоза от 13.10.1993 года следует, что расчетно-платежные ведомости за 1943 - 1944 года в леспромхозе не сохранились, приказы по приему и увольнению Ефимова О.В. отсутствуют, поскольку на сезонных работников они не издавались.
Между тем, факт работы Ефимова О.В. в малолетнем возрасте в вышеуказанный период нашел свое объективное подтверждение в показаниях свидетелей.
Так свидетель Л. в судебном заседании показал, что с рождения проживал на территории лесхоза села Ясашная Ташла Тереньгульского района Ульяновской области. В 1938 году к ним в село приехал истец со своими родителями и сестрой. Так как их - отцы работали в лесничестве, то, по окончании учебного года, в том числе в 1943 - 44 годах, их - детей, без оформления с ними трудовых отношений, привлекали к работе в леспромхозе, по посадке в лесах саженцев деревьев и уходу за ними, за что они даже получали заработную плату, размер которой на настоящий момент он не помнит.
Аналогичные показания в судебном заседании дала и свидетель К. - родная сестра истца.
Изложенное истцом и свидетелями подтверждается и письменными доказательствами. Так из пенсионного дела Ефимова О.В. следует, что вышеуказанный период работы последнего в Тереньгульском леспромхозе в малолетнем возрасте, был принят к зачету Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска при начислении Ефимову О.В. пенсии по возрасту в 1994 году для установления истцу надбавки за годы работы в период Великой Отечественной войны.
Считая, что указанные периоды работы дают право на присвоение звания Ветерана Великой отечественной войны и выдачу соответствующего удостоверения, Ефимов О.В. обратился с заявлением в Управление Департамента Социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску (в настоящее время Министерство труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску) и в Управление пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска.
Письмом Управления пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска за № 77 от 27.02.2010 года истцу было отказано в удовлетворении заявления по мотиву недостижения им в вышеуказанный период 12-летнего возраста, поскольку согласно Кодексу законов о труде РСФСР, введенному в действие постановлением ВЦИК от 09.11.1922 года, прием на работу в государственные предприятия, учреждения, организации в период указываемый истцом осуществлялся с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет. Однако, в силу исключительных обстоятельств военного времени, когда к работе в тылу повсеместно привлекались несовершеннолетние лица, а также к регулярному труду привлекались лица не моложе 12 лет, Минсоцзащиты России было принято решение о возможности подтверждения работы подростков по свидетельским показаниям не ранее, чем с 12-летнего возраста.
Письмом Управления Департамента Социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску за № 981 от 09.03.2010 года истцу было отказано в удовлетворении заявления по мотиву того, что законным основанием к выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, согласно п. 2.10 Инструкции №69 от 11.10.2000 года, являются трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22.06.1941 года по 09.05.1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо наличие удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. В силу чего свидетельские показания не являются основанием для выдачи указанного удостоверения.
Суд также не находит законных оснований к удовлетворению заявленных истцом требований в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 2 Федерального Закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно п. 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий иных категорий граждан, установленных Федеральным Законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 69 от 11.10.2000 года, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 ст. 2 Федерального Закона «О ветеранах», которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращении граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечении, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
По мнению суда, при решении вопроса о возможности включения в трудовой стаж истца периодов работы в летние каникулы в годы Великой Отечественной войны на основании свидетельских показаний необходимо руководствоваться нормами пенсионного законодательства, регулирующими порядок определения трудового стажа.
Согласно п.3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете трудового стажа периода работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персоцифированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Пунктом 4 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе и на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, при установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Согласно Кодексу законов о труде РСФСР, введенному в действие постановлением ВЦИК от 09.11.1922 года, прием на работу в государственные предприятия, учреждения, организации осуществлялся с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет.
Однако, принимая во внимание исключительные обстоятельства военного времени, когда к работе в тылу повсеместно привлекались несовершеннолетние лица, а также учитывая то, что к регулярному труду в этот период привлекались лица не моложе 12 лет (что подтверждается документами военного времени) Минсоцзащиты России было принято решение о возможности подтверждения работы подростков по свидетельским показаниям не ранее, чем с 12 -летнего возраста (Указание Минсоцзащиты России от 26.03.1993 года за № 1-28-У).
Между тем, истец в оспариваемый им период имел соответственно 9-ти летний (в 1943 году) и 10-ти (1944 году) летний возраст, в связи с чем правовых оснований для включения указанного стажа работы в стаж периодов работы в годы Великой Отечественной войны и соответственно для признания его ветераном Великой Отечественной войны и для выдачи удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, у него не имеется.
Доводы Ефимова О.В. о зачете ему в 1994 году Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска оспариваемого периода работы в малолетнем возрасте для надбавки за годы работы в период Великой Отечественной войны при назначении пенсии по возрасту не могут повлечь удовлетворения исковых требований по причинам изложенным в решении выше.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ефимова О.В. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о признании права на присвоение звания ветерана Великой Отечественной войны, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: