о возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья



2- 1112/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 г.        г. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Алтусовой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мосиной К.С. к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о включении в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Мосина К.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к мэрии г. Ульяновск, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о включении в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указав в обоснование иска, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Мосина И.Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ С супругом по день его смерти они проживали в Украине по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ переехала по настоянное проживание в Россию. ДД.ММ.ГГГГ приобрела гражданство России.

С момента въезда на территорию России стала проживать на съемной квартире по адресу: <адрес>. Между истицей и собственником вышеуказанной квартиры Феоктистовой В.М. был заключен договор найма.

В целях прохождения необходимого медицинского обслуживания, получения пенсии истица была формально зарегистрирована на жилой площади по адресу: <адрес>, собственником которой является супруга сына Мосина С.А. В действительности на указанную жилплощадь не вселялась, в не проживала и не проживает, членом семьи Мосиных С.А. и Мосина И.И. не является.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Являясь жилищно необустроенной, не имеющей жилья, она обратилась в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке в очередь на получение жилья как вдова ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945г.г. за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении данного требования было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что учетной нормой жилой площади 12 кв.м. последняя обеспечена, кроме того, было указано, что, подарив ДД.ММ.ГГГГ 2/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес> сыну Мосину И.И., истица, тем самым, ухудшила свои жилищные условия.

Считает данное решение неправомерным.

Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005г.

Указывает, что ни разу не пользовалась данным видом социальной поддержки по обеспечению жильем.

Переезд на постоянное проживание в Россию был вызван необходимостью постоянного постороннего ухода, так как самостоятельно себя обслуживать она не может, по состоянию здоровья нуждается в постороннем постоянном уходе.

В силу ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1998. № 5- ФЗ полномочия по предоставлению указанной меры социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941- 1945г.г.» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании требований ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительством Ульяновской области 02.05.2006г. принято постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, члены семей погибших (умерших) участников, инвалидов ВОВ.

Кроме того, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, согласно действующему законодательству она имеет право на предоставление льгот и преимуществ, установленных для жен погибших (умерших) военнослужащих, так как не обеспечена жильем, в связи с чем просит включить ее в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» и предоставить указанную выплату.

В судебном заседании представитель истицы Булгакова Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, дав суду аналогичные пояснения.

Представитель мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск. В письменном отзыве просит в иске Мосиной К.С. отказать, ссылаясь на следующие доводы.

Обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с норами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах», которыми предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления.

Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения.

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г., учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

С ДД.ММ.ГГГГ Мосина К.С. зарегистрирована в трехкомнатной квартире, общей площадью 60.58 кв.м. по <адрес> составом семьи из 4 человек. Собственником данного жилого помещения является сноха истицы Мосина С.А. До ДД.ММ.ГГГГ. Мосина К.С. проживала в <данные изъяты>. Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ истица подарила 2/3 доли жилого помещения, что составляет 27.6 кв.м. площади квартиры по адресу: <адрес> своему сыну Мосину И.И. Тем самым истица ухудшила свои жилищные условия.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как правило, под ухудшением гражданами жилищных условий признаются действия (обмен, мена, раздел жилой площади, отчуждение и продажа жилой площади), в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы жилой площади.

Учитывая изложенное, истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Обращала внимание суда также на то обстоятельство, что документов, подтверждающих наличие у Мосиной К.С. статуса члена семьи погибшего ветерана ВОВ, признаваемого Россией в качестве такового, не имеется. У истицы имеется на руках только удостоверение вдовы ветерана ВОВ, выданного на территории Украины.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание также не явился, представив письменный отзыв на иск.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствии с законом «О ветеранах».

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент (в настоящий момент- Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Мера государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимый пакет документы, в числе которых- документ, подтверждающий право гражданина- получателя на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 01 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент (Министерство труда и социального развития Ульяновской области». В представленных органом местного самоуправления списках Мосина К.С. не значится. Следовательно, Министерство не вправе выдавать истице жилищный сертификат.

Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя истицы, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в 4 квартале ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в мэрию г. Ульяновска по вопросу признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г., в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Решением комиссии по учете и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) в удовлетворении данного требования было отказано со ссылкой на обеспеченность учетной нормой площади жилого помещения в месте постоянного проживания, а также на добровольное ухудшение жилищных условий в результате дарения истицей ДД.ММ.ГГГГ 2/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес> сыну Мосину И.И., что лишает последнюю права быть принятым на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд находит отказ мэрии г. Ульяновска законным и обоснованным, а исковые требования Мосиной К.С. - не подлежащими удовлетворению.

Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.

С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Постановлением правительства Ульяновской области от 02 мая 2006г. № 138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.

Документально подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Мосина К.С. зарегистрирована в трехкомнатной квартире, общей площадью 60.58 кв.м. по <адрес>, собственником которой является Мосина С.А. (сноха). Всего на указанной площади значатся зарегистрированными 4 человека: собственник квартиры Мосина С.А., супруг собственника Мосин И.И., а также Мосина К.С. (истица) и Мосин А.И. (брат мужа собственника). Таким образом, на каждого из зарегистрированных приходится по 15.15 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории Ульяновской области.

Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в законную силу 15 июля 2005г., размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв.м.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Предполагается, что постоянным местом жительства гражданина является место его регистрации, если не доказано иное.

Анализ фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоялась не формальная регистрация Мосиной К.С. в жилом помещении по адресу: <адрес>, а фактическое вселение истицы в указанную квартиру.

Акт проверки фактического проживания граждан, составленный ДД.ММ.ГГГГ членами комиссии при мэрии г. Ульяновска и подписанный Мосиной К.С., подтверждает факт реального проживания истцы с семьей ее сына Мосина И.И. и Мосиной С.А. в вышеуказанной трехкомнатной квартире.

К показаниям свидетеля Феоктисовой В.М. и представленному в материалы дела договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ суд относится критически. Заключение договора найма жилого помещения предполагает собой не только подписание самого текста его сторонами, но и регистрацию нанимателя в указанном жилом помещении. В рассматриваемом случае местом регистрации истицы как при оформлении в ДД.ММ.ГГГГ разрешения на временное проживание, так и при выдаче паспорта гражданина РФ значится жилое помещение по адресу: <адрес>.

Сведений о том, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес> начат судебный процесс о выселении Мосиной К.С., либо о расторжении с ней договора найма, снятии с регистрационного учета по указанному адресу, суду не представлено.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как правило, под ухудшением гражданами жилищных условий признаются действия (обмен, мена, раздел жилой площади, отчуждение и продажа жилой площади), в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы жилой площади.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст.53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с а. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Документально подтверждается, что Мосина К.С. ДД.ММ.ГГГГ подарила принадлежащие ей 2/3 доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 41.6 кв.м. своему сыну Мосину И.И.

Мосин И.И., в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ продал принадлежащую ему на тот момент квартиру по адресу: <адрес> за 20 000 гривен.

Совершение истицей вышеуказанной сделки дарения суд относит к намеренным действиям с целью ухудшения своих жилищных условий, что лишает последнюю права быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Учитывая, что отчуждение принадлежащей в Украине собственности истицей было сделано в связи с переездом на постоянное проживание в Российскую Федерацию, последняя самостоятельно могла участвовать в сделке купли- продажи принадлежащей ей доли жилого помещения, от совершения которой были бы выручены денежные средства.

Доводы представителя истицы о том, что совершение истицей в ДД.ММ.ГГГГ сделки дарения доли жилого помещения не имеет в рассматриваемом деле правового значения, поскольку жилое помещение, являющееся предметом сделки, находилось в Украине, а не на территории РФ, суд находит несостоятельным.

Доля жилого помещения, которым Мосина К.С. ДД.ММ.ГГГГ распорядилась в пользу сына Мосина И.И., являлось ее собственностью. За счет данной собственности истица была обеспечена жильем в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения.

Учитывая изложенное, истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мосиной К.С. к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о включении в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

СУДЬЯ:         С.В. ПЕРШИНА