Дело № 2-1810/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Мифтаховой Г.А., при секретаре Москальоновой А.Е., с участием помощника прокурора Карабанова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным и возложении обязанности устранить снежную скользкость на автомобильной дороге, организовать надлежащее её содержание и уборку
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным и возложении обязанности устранить снежную скользкость на автомобильной дороге.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка исполнения мэрией города Ульяновска законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, поскольку в силу п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования. В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее- Федеральный закон №257-ФЗ) к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.6 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ).
В силу п.4 ч.6 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии города Ульяновска.
Однако исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются.
Так, автомобильная дорога, расположенная по адресу <адрес>, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск». При этом состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ Р). Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог от 28.02.2011, на всем протяжении проезжей части автомобильной дороги по адресу <адрес> имеются зимняя скользкость, снежный накат высотой от 6 до 18 сантиметров. Ширина проезжей части заужена до 160 сантиметров, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных участников дорожного движения на вышеназванной дороге не представилось возможным. Просит признать незаконным бездействие мэрии г. Ульяновска по невыполнению работ по ликвидации снежной скользкости на указанной автомобильной дороге и обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения, а именно: снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу <адрес> и организовать надлежащее её содержание и уборку.
.
Помощник прокурора Карабанов А.С. в судебное заседание полностью поддержал исковые требования, дал в целом аналогичные пояснения.
Представители ответчика мэрии г. Ульяновска и третьего лица Комитета дорожного хозяйства благоустройства и транспорта Мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещались.
Представитель третьего лица, УГИБДД УВД по Ульяновской области просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, исковые требования поддержал.
Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с Уставом МО «Город Ульяновск», утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 г. N 67 к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст.3).
Согласно ст. 40 данного Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "Город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся: в области строительства и транспорта: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, в случае принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решений о временных ограничениях и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Из реестра муниципальной собственности г. Ульяновска по состоянию на 08.10.2010 года следует, что автомобильная дорога по <адрес> находится в собственности муниципального образования <адрес>.
Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия <адрес>, которая своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения надлежащим образом не исполняет.
Так, автомобильная дорога, расположенная по адресу <адрес>, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск». При этом состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ Р).
В силу п. 1 названного ГОСТа Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 3 названного ГОСТа Р, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог от 28.02.2011 года, на всем протяжении проезжей части автомобильной дороги по адресу <адрес> имеются зимняя скользкость, снежный накат высотой от 6 до 18 сантиметров. Ширина проезжей части заужена до 160 сантиметров, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, а значит указанная автомобильная дорога эксплуатируется с нарушением обязательных требований государственных стандартов (ГОСТ Р 50597-93).
В связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Обстоятельств, позволивших бы суду освободить мэрию города Ульяновска от ответственности за ненадлежащее состояние дорог по делу не установлено.
Доказательств тому, что автомобильная дорога по <адрес> приведена в надлежаще состояние - в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-03, суду не предоставлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии г. Ульяновска, не принимающей надлежащих мер к ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге по <адрес>.
Обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния на автомобильной дороге по <адрес>, а именно: зимнюю скользкость.
Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку на автомобильной дороге по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья