об оспаривании



Дело № 2-1332/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кириченко В.В.,

при секретаре Абдулхаковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Топоркова И.В. об оспаривании действий (бездействия) мэрии города Ульяновска,

УСТАНОВИЛ:

Топорков И.В. обратился в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) мэрии города Ульяновска, выразившихся в отказе в согласовании проведения пикета 16.02.2011 г. с 13.00 часов до 15.00 часов по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что 09.02.2011 г. заявитель совместно с Брагиным А.А. и Деевым М.Д. в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и законом Ульяновской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ульяновской области» обратились в мэрию г. Ульяновска с уведомлением о проведении публичного мероприятия - пикета. Пикет должен был проводиться 16.02.2011 г. с 13 до 15 час. на тротуаре-площадке возле мэрии г. Ульяновска по адресу: <адрес>. Цель пикетирования - высказывание общественного мнения по вопросу о приватизации городской собственности. 11.02.2011 года заместителем главы города - руководителем аппарата мэрии г. Ульяновска Чибисовым Ю.Ю. в проведении пикета было отказано со ссылкой на то, что на указанной территории проведение указанного публичного мероприятия не представляется возможным, так как приведет к выходу участников публичного мероприятия на проезжую часть с оживленным движением транспорта, что может привести к несчастному случаю с участниками мероприятия. Было предложено провести пикетирование на площади у «Старого вокзала». Статьей 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен исчерпывающий перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается. Территория, прилегающая к зданию мэрии г. Ульяновска, по адресу: <адрес>, где должен был проводиться пикет, - в данный перечень не входит, в связи с чем мэрия г. Ульяновска в проведении публичного мероприятия отказать была не вправе.

Топорков И.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо и представитель Топоркова И.В. - Брагин А.А. в судебном заседании также поддержал требования заявителя, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно указал, что территория, прилегающая к зданию мэрии г. Ульяновска, по адресу: <адрес>, где должен был проводиться пикет, - предназначена для движения людей, а не транспортных средств, и располагает достаточной площадью, чтобы свободно вместить заявленное количество участников пикета - 40 человек, не создавая при этом какой-либо опасности ни для участников мероприятия, ни для прохожих, а также не образуя помех дорожному движению на ул. <адрес> На указанной территории ранее неоднократно проводились и в настоящее время проводятся пикеты, в том числе, - с количеством участников более 40 человек. Безопасности участников массового мероприятия на указанном месте ничто не угрожает. Проведение же пикета в предложенном представителем мэрии месте - на площади у «Старого вокзала» - исключает достижение задач пикета, что нарушает конституционные права граждан на проведение пикетирования.

Заинтересованное лицо Деев М.Д. в судебном заседании доводы, изложенные Топорковым И.В. и Брагиным А.А., поддержал полностью, просил заявление удовлетворить.

Представитель мэрии г. Ульяновска Беляков В.В. полагал заявление не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений пояснил, что территория, прилегающая к зданию мэрии г. Ульяновска, по адресу: <адрес>, хотя и представляет собой тротуар, непосредственно примыкает к «карману» проезжей части <адрес> указанной улице осуществляется интенсивное движение транспорта, а в «кармане» очень часто останавливаются автомобили для посадки и высадки пассажиров. В силу погодных условий - морозов и обледенения - нахождение участников публичного мероприятия в заявленном количестве на указанном месте представляет опасность для них самих. При этом представитель полагал, что письмо заместителя главы города - руководителя аппарата мэрии г. Ульяновска Чибисова Ю.Ю. не является отказом в согласовании проведения пикета. В нем лишь обращается внимание его инициаторов на обстоятельства, препятствующие его проведению в заявленном месте, и предлагается согласовать проведение пикета в ином, более подходящем для этого месте, - на площади у «Старого вокзала».

Представитель мэрии г. Ульяновска Соловьёв О.В. в судебном заседании дал пояснения, аналогичные изложенным выше объяснениям Белякова В.В., а также дополнил, что, действительно, на заявленном месте - на тротуаре возле мэрии г. Ульяновска по адресу: <адрес>, ранее проводились пикеты. В том числе, на указанном месте другой инициативной группой пикет проводился и 16.02.2011 года, то есть в день, заявленный для проведения пикета Топорковым И.В. При этом инициатору - Плужникову направлялось уведомление, аналогичное направленному руководителем аппарата мэрии г. Ульяновска Чибисовым Ю.Ю. Топоркову И.В., однако, несмотря на это, Плужников счел возможным провести пикет, и провел его.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии с частью 3 ст. 55 Конституции РФ установленные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан Российской Федерации гарантируется без какой-либо дискриминации.

09.02.2011 г. в мэрию г. Ульяновска от Топоркова И.В., Брагина А.А. и Деева М.Д. поступило уведомление о проведении информационного пикета о приватизации городской собственности по адресу: <адрес> (около мэрии), 16.02.2011 г. с 13 до 15 часов. Ориентировочное количество участников публичного мероприятия указано - 40 человек.

Письмом от 11.02.2011 г. за подписью руководителя аппарата мэрии г. Ульяновска в согласовании проведения указанного пикета фактически было отказано. В качестве причины отказа указано, что на данной территории проведение заявленного публичного мероприятия не представляется возможным, так как приведет к выходу участников публичного мероприятия на проезжую часть с оживленным движением транспорта, что может привести к несчастному случаю с участниками мероприятия. Рекомендовано повторно подать уведомление с устранением указанных нарушений и рассмотреть вариант проведения пикета на площади перед зданием станции «Ульяновск-1» по <адрес> (площадь «Старый вокзал»). При этом указано также, что нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия повлечет наказание его организатора.

Суд полагает данное решение незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Тротуар возле мэрии г. Ульяновска по адресу: <адрес>, к таким местам не относится.

Других запретов или ограничений для проведения публичных мероприятий данный Федеральный закон или другие нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия вправе лишь довести до сведения его организатора обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, могут предложить устранить имеющиеся несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия, и при необходимости могут предупредить организатора или других участников публичного мероприятия о возможности привлечения их к ответственности в случае нарушения установленного порядка проведения публичного мероприятия.

Доводы мэрии г. Ульяновска, о том, что заявленное место проведения пикета не соответствует ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», являются несостоятельными и какими-либо доказательствами в судебном заседании не подтверждены.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Таким образом, запретов на движение по спорной территории пешеходов не имеется, следовательно, ничто не препятствует ее использованию для проведения публичных мероприятий.

Так как тротуар возле мэрии г. Ульяновска по адресу: <адрес>, не является проезжей частью, то есть не предназначен для движения транспортных средств, оснований для выводов о возможном наличии угрозы безопасности участников проводимого там публичного мероприятия не имеется.

Доводы мэрии г. Ульяновска об обратном, изложенные в письме «О рассмотрении уведомления» заместителем главы города - руководителем аппарата мэрии г. Ульяновска Чибисовым Ю.Ю., являются исключительно предположительными и в силу этого - необоснованными.

При этом утверждение о том, что проведение публичного мероприятия на указанной территории «приведет к выходу участников публичного мероприятия на проезжую часть с оживленным движением транспорта, что может привести к несчастному случаю с участниками мероприятия» противоречит требованиям Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, статьи 12-14 которого предусматривают обязанность органа местного самоуправления назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия, при этом указанный уполномоченный представитель органа местного самоуправления обязан совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел и с организатором публичного мероприятия и обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия.

Нарушение правопорядка (фактически произошедшее, а не заранее предполагаемое), произошедшее по вине участников публичного мероприятия, может, при условиях, указанных в ст.ст. 15-17 названного Закона, явиться основанием для приостановления или прекращения проводимого публичного мероприятия, но не может, по смыслу закона, быть основанием для запрета его проведения на стадии согласования.

При таких обстоятельствах решение мэрии г. Ульяновска об отказе Топоркову И.В. в согласовании проведения 16 февраля 2011 года с 13.00 часов до 15.00 часов пикета по адресу: <адрес>, законным признано быть не может.

Довод представителей мэрии г. Ульяновска о том, что письмо «О рассмотрении уведомления» от 11.02.2011 года за подписью заместителя главы города - руководителя аппарата мэрии г. Ульяновска Чибисова Ю.Ю. не является по своей форме отказом в согласовании проведения пикета - несостоятельны, так как опровергаются буквальным толкованием текста названного письма.

Таким образом, заявление Топоркова И.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы. Исходя из этого, с мэрии г. Ульяновска в пользу Топоркова И.В. подлежат взысканию 200 (двести) рублей в возмещение оплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Топорковым И.В. в судебном заседании подано письменное ходатайство о взыскании в его пользу с мэрии г. Ульяновска понесенных им издержек на оплат услуг представителя в сумме 5 000 рублей, в обоснование ходатайства представлены договор на оказание консультационных услуг и расписка.

Однако суд находит данное ходатайство необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Представителем заявителя в судебном заседании по устному заявлению последнего выступал Брагин А.А. - наряду с Деевым М.Д. и самим заявителем один из организаторов публичного мероприятия. В поданном Топорковым И.В. в суд заявлении Брагин А.А. и Деев М.Д. были указаны в качестве «третьих лиц», были привлечены судом к участию в деле как заинтересованные лица и в этом качестве вызваны в судебное заседание. В судебном заседании Брагин А.А., Деев М.Д. и Топорков И.В., каждый из них, принимали личное участие.

При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 94, 100 ГПК РФ, суд не находит заявленные Топорковым И.В. к возмещению расходы на оплату услуг Брагина А.А. необходимыми судебными расходами, а потому не присуждает их к возмещению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Топоркова Игоря Валентиновича удовлетворить.

Признать незаконным несогласование мэрией города Ульяновска проведения пикета 16 февраля 2011 года с 13.00 часов до 15.00 часов по адресу: <адрес> по уведомлению Топоркова И.В., и обязать мэрию города Ульяновска устранить допущенное нарушение.

Взыскать с мэрии города Ульяновска в пользу Топоркова И.В. возврат государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В.В. Кириченко