о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-503/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой,

с участием адвоката Е.А.Аликиной,

при секретаре М.И.Спиридоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агзамова А.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с увольнением с военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Агзамов А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с увольнением с военной службы.

Иск мотивирован тем, что истец является полковником МЧС России. Проходил военную службу с 1994 года. 28 декабря 2010 года был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. В настоящее время состав его семьи состоит из жены, сына Альберта, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочери Аделины, ДД.ММ.ГГГГгода рождения. 25.12.2003 года и 24.06.2004 года истцу были выделены денежные средства в качестве оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья. Денежная сумма была рассчитана на состав семьи из трех человек. Поскольку, причитающаяся денежная сумма была выплачена не одноразово, а по частям, истец был вынужден вкладывать личные средства на приобретение жилого помещения соответствующего существующим на тот момент нормам, поскольку цены на квартиры увеличивались практически ежемесячно. Недостающая для приобретения жилья сумма, была получена истцом в качестве ссуды, с начислением процентов. В 2006 году истцом была приобретена квартира, которую он вынужден был продать, так как не имел возможности выплачивать ссуду. Взамен проданной, истец приобрел квартиру общей площадью 42,6 кв.м. по адресу: г. Ульяновск, <адрес>. Таким образом, продажа ранее приобретенной квартиры была вынужденной мерой, для погашения существующего перед банком долга по кредиту, использованному на приобретение жилья. После увольнения истец выбрал место жительства в г. Казани. 30.11.2010г. истец обратился к начальнику Главного Управления МЧС России по Ульяновской области с просьбой о включении в список очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свою просьбу мотивировал тем, что увольняется с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями; местом своего постоянного жительства избирает г. Казань; его семья, состоящая из 4-х человек занимает квартиру общей площадью 42,6 кв.м., т.е. на одного человека приходится по 10,65 кв.м., что ниже социальной нормы. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Ульяновской области истцу было отказано во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как он, и члены его семьи обеспечены постоянным местом проживания в г. Ульяновске в соответствии с действующими нормами в полном объеме. С решением комиссии в этой части истец не согласен по следующим основаниям. В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения на территории г. Ульяновска составляет 12 кв.м. Таким образом, на состав семьи из 4-х человек ему должно быть предоставлено жилье размером не менее 48 кв.м. Истец проживает с семьей в квартире общей площадью 42,6 кв. м., т.е. его семья обеспечена жильем на 5,4 кв. метров меньше установленной нормы. Следовательно, п. 1 Решения жилищно-бытовой комиссии противоречит требованиям закона. В п. 2 названного решения ЖБК отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий по избранному месту жительства в г. Казань, так как ЖБК ГУ МЧС России по Ульяновской области не имеет полномочий в принятии таких решений. Полагает, что и в этой части Решение ЖБК является незаконным. В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Ранее истец не обеспечивался жилой площадью в связи с увольнением. В настоящее время истец и его жена готовы сдать занимаемую ими квартиру в г.Ульяновске, взамен получения квартиры в г. Казань. В соответствии с пунктом 3, статьи 6 ФЗ «О статусе военнослужащих»: Военнослужащие, проходящие службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации. Кроме того, п. 14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054) (с изменениями от 08 августа 2003г., 14 ноября 2007г.), гласит: «На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Следовательно, именно начальник ГУ МЧС России по Ульяновской области правомочен принимать решение о ходатайстве перед органом самоуправления о постановке его в очередь на получение жилых помещений, и направлять документы по избранному истцом месту жительства. Просил признать за ним право на включение в список нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и избранием постоянного места жительства г. Казань; обязать ответчика включить истца в список нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и избранием постоянного места жительства г. Казань.

В судебном заседании истец на иске настаивал по основания, указанным в заявлении.

Представители ответчика Хаярова Т.Х. и Парамонов И.Г. считали иск необоснованным. Пояснили суду, что Агзамов А.А. проходил службу в должности помощника начальника Главного управления по финансово-экономической работе-начальника финансово-экономического отдела Главного управления ГО ЧС Ульяновской области с 5 декабря 2001г. (приказ ПУРЦ от 05.12.2001 №), с 1 января 2005 года в должности начальника финансово-экономического отдела Главного управления МЧС России по Ульяновской области (приказ ПУРЦ от 30.12.2004г. №-№). Приказами МЧС России от 29.11.2010 №-№ и Главного управления МЧС России по Ульяновской области (далее Главное управление) от 28.12.2010 № Агзамов А.А. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 28.12.2010г. исключен из списков личного состава Главного управления. В период службы, в 2003 и 2004 годах, истцом была получена денежная субсидия на приобретение и строительство жилья в размере 442800 (четыреста сорок две тысячи восемьсот) рублей. В соответствии со ст. 15 и п. 4 ст. 15.1. Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении военнослужащим единовременной денежной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта РФ. Указанная денежная сумма была выделена для приобретения жилого помещения площадью не менее 54 кв.м., из расчета на состав семьи - 3 человека по 18 кв.м. на каждого члена семьи. В 2003-2004г.г. состав семьи Агзамова А.А. составлял 3 человека. В соответствии с Решением Ульяновской городской думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории г.Ульяновска составляет 12 кв.м. В дальнейшем Агзамовым была приобретена квартира. Затем он ее продал и купил новую. На сегодняшний день истец является собственником квартиры общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: г. Ульяновск, <адрес>. Отсюда следует, что Агзамов А.А. и члены его семьи имеют постоянное место проживания в г. Ульяновске. Главное управление считает, что жилищно-бытовая комиссия на законных основаниях отказала Агзамову А.А. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также во включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и избранием постоянного места жительства г. Казань. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», нуждающимися в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета являются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении в связи с организационно-штатными мероприятиями. Пункт 10 постановления (подпункт «а») гласит о том, что не признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры). У истца имеется в собственности квартира в г. Ульяновске. Как указывалось выше, единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения была выделена истцу на приобретение жилого помещения не менее 54 кв.м. (2003,2004г.г.), после чего он приобрел жилье, впоследствии продал. В свою очередь истец ухудшил своих жилищные условия путем продажи жилья, полученного от государства (п.п. «д» пункта 10 постановления). Жилищно-бытовая комиссия Главного управления не имеет полномочий по решению вопроса признания Агзамова А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. При решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий следует исходить из учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Учетная норма площади жилого помещения на территории г. Ульяновска составляет 12 кв.м. Состав семьи истца составляет 4 человека, площадь занимаемого семьей Агзамова жилого помещения составляет 42,6 кв.м.. Но следует учитывать, что выделенная денежная выплата на приобретение жилья была из расчета не менее 54 кв.м., а значит, она соответствует учетной норме площади жилого помещения на территории г. Ульяновска. На основании изложенного, просили отказать в удовлетворении исковых требований Агзамова А.А. в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Агзамов А.А. проходил службу в должности помощника начальника Главного управления по финансово-экономической работе-начальника финансово-экономического отдела Главного управления ГО ЧС Ульяновской области с 5 декабря 2001г. (приказ ПУРЦ от 05.12.2001 №), с 1 января 2005 года в должности начальника финансово-экономического отдела Главного управления МЧС России по Ульяновской области (приказ ПУРЦ от 30.12.2004г. №-№).

Приказами МЧС России от 29.11.2010 №-№ и Главного управления МЧС России по Ульяновской области (далее Главное управление) от 28.12.2010 № Агзамов А.А. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 28.12.2010г. исключен из списков личного состава Главного управления.

В период службы, в 2003 и 2004 годах, истцом была получена денежная субсидия на приобретение и строительство жилья в размере 442800 (четыреста сорок две тысячи восемьсот) рублей.

В соответствии со ст. 15 и п. 4 ст. 15.1. Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении военнослужащим единовременной денежной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта РФ.

Указанная денежная сумма была выделена для приобретения жилого помещения площадью не менее 54 кв.м., из расчета на состав семьи - 3 человека по 18 кв.м. на каждого члена семьи, поскольку в 2003-2004г.г. состав семьи Агзамова А.А. составлял 3 человека.

В соответствии с Решением Ульяновской городской думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории г.Ульяновска составляет 12 кв.м.

В дальнейшем Агзамовым была приобретена квартира общей площадью 56,18 кв.м.

В судебном заседании не оспаривается то обстоятельство, что истец отчитался перед головным учреждением за полученные денежные средства, предоставив все необходимые документы по приобретению квартиры по адресу:г.Ульяновск, <адрес>, поскольку в противном случае денежные средства, в том числе и при приобретении жилья меньшей площадью, были бы с него удержаны.

Со слов истца (документы отсутствуют) он продал указанную квартиру в апреле 2007 года.

На сегодняшний день истец является собственником квартиры общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к начальнику Главного Управления МЧС России по <адрес> <адрес> с просьбой о включении в список очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как он, и члены его семьи обеспечены постоянным местом проживания в г. Ульяновске в соответствии с действующими нормами в полном объеме. С решением комиссии в этой части истец не согласен по следующим основаниям.

Суд считает, что жилищно-бытовая комиссия на законных основаниях отказала Агзамову А.А. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также во включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и избранием постоянного места жительства <адрес>.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», нуждающимися в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета являются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пункт 10 постановления (подпункт «а») гласит о том, что не признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).

У истца имеется в собственности квартира в г. Ульяновске.

Как указывалось выше, единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения была выделена истцу на приобретение жилого помещения не менее 54 кв.м. (ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ.г.), после чего он приобрел жилье, впоследствии продал.

В свою очередь истец ухудшил свои жилищные условия путем продажи жилья, полученного от государства (п.п. «д» пункта 10 постановления).

Суд соглашается с позицией ответчика, что жилищно-бытовая комиссия Главного управления не имеет полномочий по решению вопроса признания Агзамова А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.

При решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий следует исходить из учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.

Учетная норма площади жилого помещения на территории г. Ульяновска составляет 12 кв.м. Состав семьи истца составляет 4 человека, площадь занимаемого семьей Агзамова жилого помещения составляет 42,6 кв.м.. Однако выделенная денежная выплата на приобретение жилья была из расчета не менее 54 кв.м.

Истец реализовал предоставленное законом право, получил из федерального бюджета денежные средства на приобретение жилого помещения, отчитался за них.

Оснований для признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ответчика суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Агзамова А.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> <адрес> о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с увольнением с военной службы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: А.В.Маслюкова