Отказ в признании права собственности на самовольно перепланированное жилище



Дело № 2-40/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск 21 января 2011 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Волкова Н.Г.,

при секретаре Шабинской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова Н.В. к Мэрии г.Ульяновска о признании права собственности на самовольно возведенные постройки, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Кудряшов Н.В. обратился в суд с указанным иском к Мэрии г.Ульяновска.

Исковые требования мотивированны тем, что он является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на земельный участок зарегистрировано 23.09.2010 и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №, право собственности на дом подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.

На принадлежащем истцу земельном участке были возведены самовольно следующие строения: пристрой - литер А2, сени - литер а2. Кроме того, помещение литер А2 была перепланировано из подсобного в жилое.

Истец полагает, что самовольно возведенные строения и самовольная перепланировка в помещении права и законные интересы других лиц не нарушает, земельный участок под домовладением принадлежит истцу на праве собственности, в связи с чем, за ним может быть признано право собственности на самовольно возведенные постройки.

В соответствии со ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом.

Истец просил признать за ним право собственности на самовольно возведенные постройки, расположенные при домовладении №а по <адрес> в г.Ульяновске, а именно пристрой литер А2, сени литер а2 и сохранить в перепланированном состоянии жилое помещение литер А2 в <адрес> по <адрес> в г.Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УОГУП БТИ.

В судебное заседание истец Кудряшов Н.В. не явился, доверил представлять свои интересы Шевчук И.Н.

Представитель истца по доверенности Шевчук И.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, привела в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что истец обращался в Мэрию г.Ульяновска по вопросу ввода в эксплуатацию пристроя и сеней. В оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ему было отказано. Причиной отказа явилось то, что истец произвел реконструкцию жилого дома, а именно увеличена площадь на 26,08 кв.м., изменено качество иженерно-технического обеспечения дома за счет ванной, туалета, кухни, без получения разрешения на реконструкцию и без оформления необходимых документов. Соседнее домовладение, расположенное по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, <адрес> принадлежало на праве собственности Макаровой Т.И., умершей 02 марта 2003 года. До настоящего времени право на наследство никем не оформлено, собственника у домовладения в настоящее время нет. В доме проживают дочь умершей Макаровой Т.И. - Пичайкина Е.К. с мужем Пичайкиным Н.Г., которые дали согласие и не возражали в части отступа от жилого дома по санитарно-бытовым условиям и отступа от границ участка.

Представитель ответчика - Мэрии г.Ульяновска по доверенности Гордеев А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку мэрия г.Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица УОГУП БТИ Ягодин Н.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцу Кудряшову Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 543 кв.м., расположенный по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права №.

Также на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права, истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с пристроем, общей площадью 37, 9 кв.м. и принадлежности (литеры: А, А1, а, Г, У, I-VI, п), расположенный по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, <адрес>.

Истец проживает в указанном жилом доме и зарегистрирован в нем, что подтверждается документально.

По данным технического паспорта на жилой дом по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, <адрес>, указанный жилой дом является индивидуальным, общая площадь 62,3 кв.м., жилая - 44,83 кв.м. Возведены самовольные пристрой - литер А2 и сени - литер а2. Сведения о регистрации литер А2, а2 отсутствуют. Пристрой (литер А2) - 2007 года постройки, кирпичный, площадью 26,08 кв.м. Сени (литер а2) - металлические, площадь застройки 16,3 кв.м.

Аналогичные сведения содержатся в представленном кадастровом паспорте. Кроме того, указано, что в литере А1 - 13,6 кв.м. переустроено из подсобного в жилое А2 - 26,1 кв.м.

Согласно представленной копии уведомления Управления Росреестра по Ульяновской области от 29.10.2009, внесение изменений в ЕГРП и выдача свидетельства были приостановлены в связи с непредоставлением разрешения мэрии г.Ульяновска на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта. Истец обращался в Управление Росреестра 22.10.2009.

По мнению суда, заявленные истцом исковые требования не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

В соответствии со ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правоустанавливающими актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.3 указанной статьи.

Согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, из смысла указанной нормы закона следует, что постройка признается самовольной при наличии следующих обстоятельств: она создана на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; создана без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано за застройщиком только в судебном порядке при устранении признаков самовольной постройки в том случае, если земельный участок, на котором осуществлено самовольное строительство, находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании лица, осуществившего данное строительство.

В соответствии с заключением комиссии экспертов № 563 от 24.12.2010, подготовленным экспертами <данные изъяты> на основании судебного определения, самовольно возведенные постройки: пристрой (лит.А2) и сени (лит а2), по адресу: г.Ульяновск, <адрес> требованиям СНиП и другим градостроительным требованиям соответствуют, кроме:

а) Пристрой лит.А2 не соответствует:

- п.8.10, п.10.4 СНиП 31-02-2001 в части отсутствия отмостки;

- п.5.3.4 СП 30-102-99 в части отступа от границы участка домовладения по <адрес>;

- п.5.3.8 СП 30-102-99, п.2.12* (примечание 1) СНиП 2.07.01-89* в части отступа от жилого дома по <адрес>;

б) Сени лит. А2 не соответствуют:

- п.8.10, п.10.4 СНиП 31-02-2001 в части отсутствия отмостки;

- п.5.3.4 СП 30-102-99 в части отступа от границы участка домовладения по <адрес>;

- п.5.3.8 СП 30-102-99, п.2.12* (примечание 1) СНиП 2.07.01-89* в части отступа от жилого дома по <адрес>

При этом эксперты посчитали необходимым отметить следующее:

- по пристрою лит.А2, сеням лит.а2 в части отступа от границ участков необходимо получить взаимное согласие с домовладельцами домовладения <адрес> в соответствии с п.2.12* (примечание 2) СНиП 2.07.01-89*;

- по пристрою лит.А2, сеням лит.а2 в части отступа от жилого дома по санитарно-бытовым условиям необходимо получить взаимное согласие с домовладельцами домовладения №<адрес>.

Согласно исследовательской части заключения, пристрой лит.А2 расположен на расстоянии 1,60 м. от границ соседнего участка домовладения по <адрес>, менее 5,00 м. от жилого дома по <адрес>. Сени лит.а2 расположены без отступа от границ соседнего участка домовладения по <адрес>, менее 5,00 м. от жилого дома по <адрес>.

В соответствие с п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», принятых постановление Госстроя РФ от 30.12.1999, №94, до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.

Согласно п. 5.3.8. на территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м.

В соответствие с п.2.12* (примечание 1) СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном Приложении 1.

Примечания*. 1. В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п. 2.19* настоящих норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

2. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном Приложении 1.

В соответствие с п.9 Приложения 1 «Противопожарные требования», расстояние от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках должно составлять не менее 6 м. (табл.1*)

Анализируемыми нормами, в том числе СНиП и СП не предусмотрена возможность взаимного согласия уменьшения расстояний от жилых домов и хозяйственных построек на земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках, установленных Противопожарными требованиями.

Учитывая, что пристрой лит.А2 расположен на расстоянии 1,60 м. от границ соседнего участка домовладения по 2 пер.Пархоменко, 28, менее 5,00 м. от жилого дома по 2 пер.Пархоменко, 28. Сени лит.а2 расположены без отступа от границ соседнего участка домовладения по 2 пер.Пархоменко, 28, менее 5,00 м. от жилого дома по 2 пер.Пархоменко, 28, суд приходит к выводу, что предусмотренные приведенными нормами противопожарные требования истцом не соблюдены. Сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что взаимное согласие, полученное от Пичайкиных Е.К. и Н.Г. не является взаимным согласием домовладельцев, поскольку указанные лица не имеют каких-либо прав на домовладение и земельный участок по адресу: г.Ульяновск, <адрес>.

Согласно уведомления Управления Росреестра по Ульяновской области, сведения о правах на недвижимое имущество по адресу: г.Ульяновск, <адрес> отсутствуют.

При таких обстоятельствах, законных оснований для признания за Кудряшовым Н.В. права собственности на самовольно возведенные постройки (лит.а2 и лит.А2), расположенные по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, не имеется.

По тем же обстоятельствам не имеется оснований и для удовлетворении исковых требований в части сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кудряшова Н.В. к Мэрии г.Ульяновска о признании права собственности на самовольно возведенные постройки, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья