о признании незаконным бездействия



Дело № 2-1858/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск 29 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кириченко В.В.,

при секретаре Абдулхаковой Е.М.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о признании бездействия мэрии города Ульяновска незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

Исковые требования мотивированы следующим. Прокурорской проверкой исполнения законодательства органами местного самоуправления в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. В нарушение п.п. 3, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, на всем протяжении проезжей части ул. Симбирская г. Ульяновска имеется зимняя скользкость, снежный накат высотой от 7 до 20 см, ширина проезжей части заужена до 170 см. Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. В связи с вышеизложенным, прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит признать незаконным бездействие мэрии г. Ульяновска по невыполнению работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге по ул. Симбирская г. Ульяновска, обязать мэрию г. Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на указанной дороге и организовать надлежащее содержание и уборку данной дороги.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска по доверенности Денисова А.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена, в представленном отзыве исковые требования просила оставить без удовлетворения по следующим основаниям. Мэрия г.Ульяновска в лице структурного подразделения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта наделена действующим законодательством полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. Органы местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий имеют право создавать муниципальные предприятия. Так, для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжения Мэра г.Ульяновска созданы УМУП «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 году в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». Реализуя свои полномочия, мэрия постоянно осуществляет контроль за уборкой автомобильных дорог г.Ульяновска, в т.ч. и по ул. Симбирская. МУП «Ульяновскдорремсервис» представляет отчеты о проделанной работе. Ежедневные отчеты о проделанной работы предприятий подтверждают факт отсутствия бездействия со стороны мэрии г.Ульяновска по проведению работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на данной автомобильной дороге. Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска заключен контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог с МУП «Ульяновскдорремсервис». Данное предприятие несет ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение условий контракта. Таким образом, мэрия города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурору к мэрии г. Ульяновска следует отказать.

Представители третьих лиц ОГИБДД УВД по г. Ульяновску, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, МУП «Ульяновскдорремсервис» в судебное заседание не явились, были извещены, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Суд, с учетом мнения прокурора, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за № 196-ФЗ от 10.12.1995 года определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г.Ульяновска, автодорога по ул. Симбирская относится к муниципальной собственности г.Ульяновска, передана в оперативное управление Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия г. Ульяновска, а не муниципальные предприятия по уборке города.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 02.03.2011 года, составленному государственными инспекторами дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным Р.Р. и Вишняковым А.Е. с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С., была проверена на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 улица Симбирская в г. Ульяновске. Выявлены нарушения обязательных требований - эксплуатация дороги по ул. Симбирская не отвечает обязательным требованиям ГОСТ.

Так, в нарушение п.п. 3, 3.1.6, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на проезжей части, на остановочных пунктах и посадочных площадках указанной улицы имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечениях улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах. На всем протяжении проезжей части данной дороги имеется колейность, наледь, высота снежного наката составляет от 7 до 20 см, сужение проезжей части - до 170 см. На пешеходных переходах снежный накат составляет от 10 до 25 см, имеются снежные валы до 200 см.

Требования указанного Государственного стандарта, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.

Представленным в судебное заседание актом от 25.03.2011 года подтверждается, что выявленные в ходе проверки 02.03.2011 г. нарушения обязательных требований ГОСТ Р 50597-93 по ул. Симбирской г. Ульяновска до настоящего времени не устранены.

В связи с изложенным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, выразившегося в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации зимней скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Симбирская, и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие мэрии г. Ульяновска, выразившееся в непринятии надлежащих мер к ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Симбирская, незаконным.

Обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Симбирская, а именно - ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге по адресу: г.Ульяновск, ул. Симбирская.

Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащие содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Симбирская.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В.В. Кириченко