Дело №2-1639/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2011 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Кириченко В.В.,
при секретаре Абдулхаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой З.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, мэрии г. Ульяновска о признании права собственности в порядке наследования на долю в квартире,
УСТАНОВИЛ:
Андреева З.И. обратилась в суд к ИФНС по Ленинскому району г.Ульяновска с указанными исковыми требованиями. Иск мотивирован следующим. Яшина Е.М., умершая ДД.ММ.ГГГГ, приходилась истице Андреевой З.И. тетей, т.е. родной сестрой матери. Девичья фамилия умершей Карпова, ее муж Яшин М.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, детей у них не было. Первая сестра умершей - Леонидова Т.М. (девичья фамилия Карпова) умерла, дочь Леонидовой Т.М. - истица Андреева З.И., внучка - третье лицо Тулупова Т.М. Вторая сестра умершей - Карпова П.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, замуж не выходила, детей у нее не было. Умершая Яшина имела в собственности 1/3 долю квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, оставшимися долями владели Тулупова Т.М. и ее муж. Спорная квартира по адресу: <адрес>5, принадлежала на праве собственности Андреевой З.И. и ее мужу. В дальнейшем был произведен родственный обмен. Яшина и Тулуповы стали владеть спорной квартирой по <адрес> по 1/3 доли, а по проезду Заводскому - Андреевы. Семья Тулуповых переехала в спорную квартиру, а по <адрес> остались проживать умершая Яшина Е.М., ее племянница Андреева З.И. и муж последней Андреев М.Я. После смерти своего мужа Андреева З.И. продала квартиру по <адрес> и приобрела квартиру по ул. <адрес> Умершая Яшина по <адрес> была зарегистрирована с 1982 г. до смерти - ДД.ММ.ГГГГ, на день смерти с нею фактически проживала истица. Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, - вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению имущества, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.д. Умершая тетка проживала с истицей, при ее жизни они вели общее хозяйство, расходы на похороны производились истицей, она же вступила в наследство после тетки фактически, стала пользоваться ее вещами: посудой, постельным бельем, мебелью, книгами.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, мэрия г. Ульяновска.
В судебное заседание истица не явилась, была извещена, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы - Горбунова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд при вынесении решения определить надлежащего ответчика.
Третьи лица Тулупова Т.М., Тулупов А.Г. просили удовлетворить исковые требования, полагая их обоснованными.
Представитель ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика. По существу дела в отзыве на иск указал, что выморочное имущество в виде жилых помещений не переходит в собственность Российской Федерации, а переходит в собственность соответствующего муниципального образования, в связи с чем налоговые органы не осуществляют полномочия по работе с выморочным имуществом в виде жилых помещений. Соответственно, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ТУ Росимущества в Ульяновской области) в суд также не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и в удовлетворении иска к ТУ Росимущества в Ульяновской области - отказать, так как последнее надлежащим ответчиком по делу не является в силу того, что выморочное имущество в виде жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования, переходит в собственность соответствующего муниципального образования, а не в собственность государства, при этом функции принятия наследства в государственную собственность осуществляют налоговые органы, а не ТУ Росимущества в Ульяновской области.
Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в исковых требованиях к мэрии г. Ульяновска - отказать, так как спорная квартира в реестре муниципальной собственности не числится, мэрия права и законные интересы истицы не нарушала, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам мэрии г. Ульяновска также в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение по существу иска оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Ульяновского областного государственного предприятия Бюро технической инвентаризации в суд также не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение по существу иска оставил на усмотрение суда.
С учетом мнения участников судебного заседания, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом г. Ульяновска Аслановой Л.В., зарегистрированного в реестре Ульяновского государственного предприятия технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ за номером № инвентарное дело №, в собственность Яшиной Е.М. перешла 1/3 доли двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>5.
Яшина Е.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ Наследственное дело на имущество Яшиной Е.М., проживавшей на момент смерти по адресу: <адрес>, согласно сообщению нотариуса г. Ульяновска Осиповой И.М., не заводилось.
Каких-либо сведений о наличии у Яшиной Е.М. на момент смерти наследников, относящихся к первой очереди наследников по закону (в том числе, по праву представления), а также сведений о каком-либо завещании Яшиной Е.М. - не имеется.
Наследником второй очереди, наследующей по праву представления после смерти своей матери (полнородной сестры Яшиной Е.М.), является истица Андреева З.И. (ст. 532 ГК РСФСР, ст.ст. 1143, 1146 ГК РФ).
Иных наследников судом в ходе разбирательства настоящего дела не установлено.
По состоянию на 17.03.2011 г. в ЕГРП каких-либо сведений об объекте недвижимости по адресу: <адрес>5 не имеется. В реестрах БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы сведения о принадлежности указанной квартиры по праву общей долевой собственности Тулуповой Т.М., Тулупову А.Г., Яшиной Е.М. в равных долях каждому.
Таким образом, до настоящего времени право собственности на наследственное имущество Яшиной Е.М. в виде 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>5, за кем-либо не зарегистрировано, сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство на данное жилое помещение не имеется.
В настоящее время наследственные отношения регулируются частью третьей Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 26.11.2001 № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (статья 6) установлено, что применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса. При отсутствии наследников, указанных в статьях 1142 - 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, применяются правила о наследовании выморочного имущества, установленные статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом, который, однако, до настоящего времени не принят.
Таким образом, согласно действующему в настоящее время законодательству, выморочное имущество в виде жилого помещения на территории муниципального образования «г. Ульяновск» не может перейти в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, но может перейти в собственность муниципального образования.
На Федеральную налоговую службу России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом действующими нормативно-правовыми актами возложены функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, которое переходит в собственность Российской Федерации.
В связи с этим по заявленным исковым требованиям Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области следует признать ненадлежащими ответчиками, в связи с чем в иске к ним следует отказать.
При разрешении требований истицы к надлежащему ответчику - мэрии г. Ульяновска суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Как уже указывалось выше, наследников первой очереди после смерти Яшиной Е.М. не установлено.
Согласно статье 1143 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Единственным наследником второй очереди в отношении Яшиной Е.М. по сведениям, представленным суду, является истица Андреева З.И.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ).
Факт принятия истицей в установленный законом срок наследства после смерти Яшиной Е.М. подтверждается материалами настоящего гражданского дела, объяснениями сторон и третьих лиц, а также показаниями допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей Анисимовой Л.Н., Майданкиной Н.Т., Анисимовой В.С., Змазовой Л.А.
Установлено, что наследодатель Яшина Е.М. на момент смерти была зарегистрирована и фактически проживала в квартире истицы по адресу: <адрес>, <адрес>, 27-49, вела с ней совместное хозяйство, более близких родственников не имела.
Истица организовывала похороны Яшиной Е.М. и вступила в фактическое владение и управление всем имуществом последней, оставшимся после ее смерти в указанной квартире. К указанному имуществу относятся предметы мебели, посуда, швейная машинка, иконы и иные личные вещи умершей.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства, истица считается принявшей наследство после смерти Яшиной Е.М. по факту.
Других наследников умершей, принявших наследство, судом не установлено.
Согласно части 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд полагает необходимым исковые требования Андреевой З.И. к мэрии г. Ульяновска удовлетворить и признать за истицей право общей долевой собственности в порядке наследования на 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>5.
Установленное решением суда право общей долевой собственности истицы на жилое помещение подлежит государственной регистрации на общих основаниях.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Андреевой З.И. к мэрии г. Ульяновска удовлетворить.
Признать за Андреевой З.И. право общей долевой собственности в порядке наследования на 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Андреевой З.И. к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - отказать.
Право общей долевой собственности Андреевой З.И. на 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья В.В. Кириченко