ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Д.А.Логинова,
при секретаре Д.Е.Милованове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о признании бездействий мэрии города Ульяновска незаконными, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав следующее.
Прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г.Ульяновска выявлены нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по ул. Кооперативной в г.Ульяновске.
В нарушение п.п. 3, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, п.п.2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 года за №ОС-548-р на всем протяжении проезжей дороги ул. Кооперативной в г.Ульяновске имеются зимняя скользкость, снежный накат высотой от 8 до 20 см, ширина проезжей части заужена на величину до 200 см.
Данные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.
В связи с вышеизложенным, прокурор просит признать бездействие мэрии по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге незаконным и обязать мэрию города Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Кооперативная, организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул. Кооперативной в г. Ульяновске.
В судебном заседании помощник прокурора Карабанов А.С. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве исковые требования не признал, указал, что мэрия города Ульяновска действующим законодательством наделена полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. Органы местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий имеют право создавать муниципальные предприятия. Так, для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжения Мэра г.Ульяновска созданы УМУП «Асфальтобетонный завод», переименованное в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». Реализуя свои полномочия, мэрия постоянно осуществляет контроль за уборкой автомобильных дорог г.Ульяновска, в т.ч. и ул. Кооперативной. Ответственность за содержание автомобильной дороги по ул. Кооперативной должна нести подрядная организация, в данном случае МУП «Ульяновскдорремсервис».
Представители третьих лиц ОГИБДД УВД по Ульяновской области, МУЗ «АТП по уборке города», МУП «Ульяновскдорремсервис», Комитета дорожного хозяйства и благоустройства Мэрии г.Ульяновска в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Выслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии с п.4 ч.6 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Автомобильная дорога, расположенная по адресу: г.Ульяновск, ул. Кооперативная, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск», что подтверждается перечнем автодорог из реестра муниципальной собственности г.Ульяновска по состоянию на 08.10.2010 г.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия г.Ульяновска, а не муниципальные предприятия по уборке города.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 09.02.2011 г., составленному государственным инспектором по дорожному надзору отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным Р.Р., государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г.Ульяновску Вишняковым А.Е., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска, была проверена на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 ул. Кооперативная в г.Ульяновске. Выявлены нарушения обязательных требований: эксплуатация дороги по ул. Кооперативной, не отвечающей обязательным требованиям Государственного стандарта.
Так, в нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеется зимняя скользкость. Формирование снежных валов: на пересечениях улиц, на пешеходных переходах и ближе 5 метров, на остановочных пунктах общественного транспорта и ближе 20 метров, на тротуарах.
В нарушение требований п.3,п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 на всем протяжении проезжей части по ул. Кооперативной колейность, наледь, высота снежного наката составляет от 8 до 20 см, сужение проезжей части до 200 см.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 02.03.2011 г., составленному государственным инспектором по дорожному надзору отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным Р.Р., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска, была повторно проверена на предмет соблюдения обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 ул. Кооперативная в г.Ульяновске. Выявленные в ходе предыдущей проверки нарушения обязательных требований государственного стандарта до настоящего времени не устранены: эксплуатация дороги по ул. Кооперативной, не отвечает обязательным требованиям Государственного стандарта.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.
По мнению суда, требования прокурора о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, выразившееся в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Кооперативная, и возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными.
Между тем, вопреки доводам представителя ответчика в письменном отзыве, выполнение мэрией г.Ульяновска возложенных на нее законом обязанностей в части эксплуатации автомобильных дорог осуществляется не в должной мере, т.е. требования Государственных стандартов выполняются ненадлежащим образом.
Помимо этого, требования прокурора об обязании мэрии г.Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул. Кооперативной в г. Ульяновске, также заявлено обоснованно, поскольку, несмотря на право органов местного самоуправления создавать соответствующие муниципальные предприятия, сами органы местного самоуправления в то же время обязаны постоянно осуществлять контроль и организацию работ по надлежащему состоянию автомобильных дорог.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, выразившееся в отсутствии надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Кооперативная.
Обязать мэрию города Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Кооперативная.
Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по ул. Кооперативной в г. Ульяновске.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья Д.А. Логинов.