о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Андряшиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассадиной ФИО2 к мэрии г.Ульяновска, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Рассадина ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела. Свои требования мотивировала тем, подала в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) ей было отказано на том основании, что у нее в собственности имеется жилой дом общей площадью 44,29 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>. Считает данный отказ неправомерным, поскольку в соответствии с решением Ульяновской Городской Думы №136 от 13.07.2005 г., учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв. м. общей площади на одного человека. С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована в 3-х комнатной квартире общей площадью 48,57 кв.м. по <адрес>2 с составом проживающих в количестве 5 человек. В соответствии с указанным выше решением Ульяновской Городской Думы №136 от 13.07.2005 г., площадь проживания на 5 человек должна быть не менее 60 кв.м., следовательно, она подпадает под критерий нуждающейся, как обеспеченная жилой площадью менее учетной нормы (ст.51 Жилищного кодекса РФ). Утверждение о наличии в собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>., не соответствует действительности, так как документов подтверждающих право на жилой дом (свидетельство о праве собственности на дом) не имеется. Просила суд признать незаконным отказ Комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска о постановке Рассадиной ФИО2 в очередь на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ(Протокол №); Обязать Мэрию <адрес> включить ФИО2 в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в ФИО1 <адрес> и порядке предоставления им жилых помещений».

В судебном заседании истец не участвовала, извещена о слушании дела.

Представитель истца Газизова ФИО16. в судебном заседании на иске настаивала, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске. Указала, что истица не обеспечена жилым помещением, собственником дома в <адрес> не является, т.к. отсутствуют какие-либо документы подтверждающие право собственности на него. В указанном доме она не проживает с 2006г, по причине тяжелой травмы, а именно в связи с переломом шейки бедра, а так же в силу преклонного возраста нуждается в постоянном уходе. Кроме того, дом фактически пришел в непригодное для проживания состояние, удобств нет, отсутствует горячее и холодное водоснабжение.

Представитель истца Рассадин ФИО17 в судебном заседании на иске настаивал. Пояснил, что жилой дом в <адрес> был построен его родителями - истицей Рассадиной ФИО2. и ее мужем ФИО7 Учет велся в похозяйственной книге. Право собственности на указанный дом родители не оформляли. В межведомственную комиссию Чердаклинского городского поселения с заявлением о признании данного дома аварийным и не пригодным для проживания они не обращались. В настоящее время в доме никто не проживает. Истица Рассадина ФИО17. с 2006 г. проживает в Ульяновске, но зарегистрирована по <адрес> в <адрес> с мая 2010 г.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Горничнова ФИО20. в судебном заседании исковые требования Рассадиной ФИО2 не признала. Пояснила, что до мая 2010 г. истица была зарегистрирована в <адрес> в принадлежащем ей доме. Указанный дом непригодным для проживания не признан, его износ составляет 49%. Кроме того, на дату обращения истицы в мэрию г. Ульяновска были представлены документы о наличии в собственности ее снохи, с которой они вместе зарегистрированы и проживают по <адрес>, жилого дома по <адрес> в <адрес>. Принимая во внимание совокупность всех жилых помещений, имеющихся в собственности истицы и членов ее семьи, она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено, что истец является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

Как установлено в судебном заседании истец на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит. С 1980 по 2010 г. истец была зарегистрирована в доме общей площадью 44,29 кв.м по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 48,57 кв.м., в составе семьи из 5 человек, что следует из справки формы №8.

Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: сын истца ФИО6 (собственник 1/2 доли квартиры), сноха истца ФИО9 (собственник 1/2 доли квартиры), внучка истца ФИО10, внук истца ФИО11

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как следует из справки администрации муниципального образования «Белоярское сельское поселение», согласно похозяйственной книги №1 лицевой счет №75 за 2011 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Рассадиной ФИО2.

Согласно Постановлению народных комиссаров СССР от 25.01.34 г. №158 «О первичном учете в сельских советах» похозяйственный учет велся в целях упорядочения и упрощения первичного учета в сельских советах.

В соответствии с письмом Министерства строительства РФ от 18.09.94 г. №15-1/56 о проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения, непроинвентаризованные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и подворных списках, считаются принадлежащими гражданам на праве собственности, признанном в административном порядке.

Тот факт, что право собственности истца на указанный дом не зарегистрировано в ЕГРН не является доказательством отсутствия у истца права на указанное имущество, поскольку оно возникло до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировалось в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона.

Истец полагает, что ей незаконно отказано в постановке на учет, поскольку учетной нормой жилья в г.Ульяновске она не обеспечена, а состояние жилого дома в <адрес> неудовлетворительное, удобства отсутствуют, дом не пригоден для проживания, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение) жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Жилым помещением признается, в том числе, жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем (п.5).

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п.9 названного Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

В соответствии с п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Признание дома непригодным для проживания осуществляется на основании заключения комиссии.

Как следует из п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Таким образом, указанная процедура носит заявительный характер.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными(непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным Положением требований и по принятию решений о признании этих помещений пригодными(непригодными) для проживания граждан.

В судебном заседании установлено, что Рассадина ФИО2. с заявлением о признании ее дома в <адрес> непригодным для проживания, в установленном Положением порядке, в органы местного самоуправления не обращалась, что не оспаривается ее представителем.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что обращение Рассадиной ФИО2. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий до дачи заключения межведомственной комиссии о непригодности вышеуказанного дома для проживания, преждевременно.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности и(или) занимаемых по договорам социального найма нескольких жилых помещений (ч. 2 ст.51 ЖК РФ).

Следовательно, при определении нуждаемости должна учитываться, в том числе, площадь данного жилого помещения.

Исходя из размера учетной нормы жилого помещения - 12 кв.м. истец является обеспеченной жилым помещением и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства.

Более того, на дату обращения Рассадиной ФИО2. в мэрию с заявлением на получение субсидии на приобретение жилья, в собственности снохи ФИО2 ФИО9 имелся жилой дом по <адрес>.

Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, исковые требования Рассадиной ФИО2. о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рассадиной ФИО2 к мэрии г.Ульяновска, Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья З.А. Тютькина