Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2011 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Присадковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козловой ФИО23, Орловой ФИО24, Забалуева ФИО3, Чурбановой ФИО26, Липатовой ФИО27 о признании незаконным отказа мэрии г. Ульяновска, Комитета по архитектуре и градостроительству мэрии г. Ульяновска в предоставлении земельных участков под строительство,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа мэрии г. Ульяновска, Комитета по архитектуре и градостроительству мэрии г. Ульяновска в предоставлении земельных участков под строительство, указывая, что на основании решения исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО32 разрешено оформить документы на строительство сараев с погребами по <адрес>. В настоящее время самовольно возведенные сараи находятся в пользовании Орловой ФИО24 Липатовой ФИО27., Чурбановой ФИО26., Козловой ФИО23., Забалуева ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заявителями было подано заявление в Мэрию г.Ульяновска о предоставлении земельного участка под строительство гаражей, расположенных по адресу: <адрес>. Обращение было рассмотрено и письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Мэрией г.Ульяновска Комитетом архитектуры и градостроительства было отказано в предоставлении участков под строительство гаражей. Причиной отказа послужило следующее обстоятельство: размещение гаражей на испрашиваемом земельном участке не соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов.», а именно расстояние от сооружений для хранения легкового автотранспорта до школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок отдыха, игр и спорта составляет 25 метров. Также было указано, что рассматриваемый земельный участок расположен в охранной зоне электрического кабеля. Считают, что отказ Мэрии г.Ульяновска (КАиГ) в предоставлении земельных участков под строительство гаражей незаконным и необоснованным по следующим основаниям: 29.06.2009 г. специалистами Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству было проведено обследование земельного участка под капитальными сараями и были выявлены признаки нарушения земельного законодательства, выраженные в использовании земельного участка без оформленных земельно-правовых документов. Заявители были приглашены в КУЗР для проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля на предмет соблюдения законодательства. Постановлением о назначении административного наказания Главным государственным инспектором г.Ульяновска по использованию и охране земель от 08.09.2009 года заявители были привлечены к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. Заместитель главы города Ульяновска ФИО11 служебной запиской на имя мэра г.Ульяновска Ермакова С.Н. указано, что согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки испрашиваемые земельные участки находятся в территориальной зоне Ж-4, где данные гаражи входят в основные разрешенные виды использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений, строений. Следовательно, довод о том, что рассматриваемый земельный участок расположен в охраняемой зоне электрического кабеля, не обоснован. Также, следует указать, что подтверждающие данный факт документы, им не были предоставлены. ДД.ММ.ГГГГ заявителями была сделана исполнительная съемка земельного участка, сделана схема расположения земельного участка. Письмом № 1991-4/2 от 09.07.2010 г. Председателя КАиГ г.Ульяновска ФИО13 заявители были уведомлены о том, что на их обращение о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для строительства гаражей рассмотрено, подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и направлена на согласование в Мэрию г.Ульяновска. Полагают, что в соответствии со ст.30 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось. Определением федерального судьи г.Ульяновска ФИО38. от 15.04.2010 года по гражданскому делу № 2-702/10 по иску Кропачевой ФИО39 к Мэрии г.Ульяновска, Липатовой ФИО27 Козловой ФИО41 Орловой ФИО24., Забалуеву ФИО3 о сносе строений была назначена судебная строительно-техническая экспертиза указанных гаражей. Согласно судебной строительно-технической экспертизе от ДД.ММ.ГГГГ самовольно возведенные сараи соответствуют нормам СниП, строительным, градостроительным, противопожарным, санитарным нормам. На основании вышеизложенного просили суд признать незаконным отказ Мэрии г.Ульяновска Комитета архитектуры и градостроительства от 13.12.2010г.
В судебном заседании заявители ФИО1, ФИО3, представитель заявителей ФИО17 на доводах заявления настаивали, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Указали, что просили мэрию предоставить им в аренду земельный участок по <адрес> под существующие строения сараи- гаражи. Указанный земельный участок требуется им для последующего оформления в собственность расположенных на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенных строений.
Заявители Чурбанова ФИО26 Орлова ФИО24., Липатова Н.Н. в судебном заседании не участвовали, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель заинтересованных лиц мэрии г. Ульяновска, Комитета по архитектуре и градостроительству мэрии г. Ульяновска Трифонова ФИО46. в судебном заседании полагала заявление Чурбановой ФИО26 Орловой ФИО24., Козловой ФИО23., Забалуева ФИО3. не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что мэрией был изучен пакет документов представленный для согласования вопроса о предоставления земельного участка заявителям, по результатам чего было принято решение о невозможности удовлетворения заявления, поскольку установлено несоответствие СанПин и СНиП.
Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Кропачевой ФИО39. Зимин ФИО52. в судебном заседании полагал заявление не подлежащим удовлетворению, предоставление земельного участка заявителям нарушает права смежного землепользователя Кропачевой, не соответствует требованиям санитарных и строительных норм.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, исследовав материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность.
Судом установлено, что решением Исполкома Железнодорожного районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО9 было разрешено оформить документы на строительство сараев с погребами в плане 2,4х3,0 м при котельной НГЧ-9 по <адрес>. В двухмесячный срок им предписывалось заказать проект и представить его на утверждение в горархитектуру.
Фактически было самовольно построено 5 капитальных строений, владельцы которых менялись.
29.06.2009 г. специалистами Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству было проведено обследование земельного участка под капитальными сараями и были выявлены признаки нарушения земельного законодательства, выраженные в использовании земельного участка без оформленных земельно-правовых документов.
31 августа 2009 г. Козлова ФИО23., Забалуев ФИО3., Орлова ФИО24., Липатова ФИО27. и Чурбанова ФИО26. как владельцы строений, обратились к Главе г. Ульяновска с заявлением о выделении земельного участка под существующими кирпичными боксами (гаражами), построенных на месте деревянных. Просили заключить с ними договор аренды земельного участка, расположенного у восточной стены по <адрес>(л.д.12,13).
27 ноября 2009 г. в газете «Ульяновск сегодня» в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ были опубликованы сообщения о возможном или предстоящем предоставлении 5 земельных участков юго-восточнее здания №А по <адрес>: участок № 1 - 19,2 кв. м, участок № 2 - 23,0 кв. м, участок № 3 - 33,6 кв. м, участок № 4 - 19, 2 кв. м и участок № 5 - 28,8 кв. м.
После ознакомления с объявлениями 04 декабря 2009 г. Кропачева ФИО39. (арендатор смежного с испрашиваемым земельного участка) обратилась к Главе г. Ульяновска с заявлением, в котором указывала на то, что участок площадью 33,6 кв. м принадлежит по документам ей, и просила рассмотреть возможность приобретения участка для строительства гаража согласно сложившемуся порядку пользования и ранее выданных документов от 1988 г., но ей было отказано.
Решением Железнодорожного районного суда от 27.07.10 г. иск Кропачевой ФИО39 к мэрии об обязании предоставить ей земельный участок оставлен без удовлетворения.
Ранее Кропачева ФИО39. также обращалась с иском к мэрии г. Ульяновска, Липатовой ФИО27., Козловой ФИО23 Орловой ФИО24., Забалуеву ФИО3., Василевской ФИО65 о сносе возведенных построек. Решением суда от 06 мая 2010 г. ей было отказано в удовлетворении иска. Решение суда вступило в законную силу.
Обращение Козлова ФИО23., Забалуев ФИО3 Орлова ФИО24., Липатова ФИО27 и Чурбанова ФИО26. от 31 августа 2009 г. было рассмотрено мэрией, и письмом №01-12/2931 от 13.12.2010 года заявителям было отказано в предоставлении участков под строительство гаражей. Причиной отказа послужило следующее обстоятельство: размещение гаражей на испрашиваемом земельном участке не соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов.», а именно расстояние от сооружений для хранения легкового автотранспорта до школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок отдыха, игр и спорта составляет 25 метров. Также было указано, что рассматриваемый земельный участок расположен в охранной зоне электрического кабеля.
В силу ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.31 ЗК РФ Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояния от сооружений для хранения легкового автотранспорта до школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок отдыха, игр и спорта составляет 25 м.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителями, самовольно возведенные строения, которыми пользуются заявители, расположены на расстоянии менее 25 метров от детского сада, что не соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно п.18, п.18.1.
Кроме того, рассматриваемый земельный участок расположен в охранной зоне электрического кабеля, что подтверждается выкопировкой с плана города (л.д.83). Согласно п.7.23*, таблице 14 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» кабели силовые всех напряжений и кабели связи должны располагаться на расстоянии не менее 0,6 м от фундаментов зданий, сооружений.
При указанных обстоятельствах нельзя считать согласованным место размещения объекта, в связи с чем, мэрией было обоснованно отказано в предоставлении заявителям земельного участка.
Более того, как следует из содержания заявления от 31.08.09 г., заявители просили предоставить им участок под уже существующие самовольно возведенные строения, а не для нового строительства.
Так, на испрашиваемом участке возведены капитальные строения -5 кирпичных боксов - гаражей и сараев, вместо ранее существовавших - деревянных.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения со стороны мэрии, КУГИЗ мэрии г. Ульяновска, процедура рассмотрения обращения соблюдена, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Козловой ФИО23., Орловой ФИО24., Забалуева ФИО3 Чурбановой ФИО26., Липатовой ФИО27
Довод представителя заявителей о соответствии построек требованиям нормативных документов, установленных судебной экспертизой, проведенной ЗАО «МДЦ» в рамках гражданского дела №2-702/10, суд находит не состоятельным, поскольку экспертом не проверялось соответствие самовольно возведенных строений на предмет соответствия требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и СНиП 2.07.01-89*, что следует из содержания экспертного заключения.
Более того, заключение эксперта не имеет для суда обязательной силы. Оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Козловой ФИО23, Орловой ФИО24, Забалуева ФИО3, Чурбановой ФИО26,Липатовой ФИО27 о признании незаконным отказа мэрии г. Ульяновска, Комитета по архитектуре и градостроительству мэрии г. Ульяновска в предоставлении земельных участков под строительствооставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней.
Судья З.А. Тютькина