Дело № 2-1308/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Айметовой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исламовой Р.А. об обжаловании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Исламова Р.А. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим. Она обратилась к Главе города Ульяновска с заявлением о подготовке градостроительного плана. Просила подготовить градостроительный план земельного участка № №, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, <данные изъяты>». Земельный участок планируется использовать под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. Ей был дан ответ Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, в котором указывается, что земельный участок расположен в границах запретного района войсковой части № В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2000г. № 135 строительство на территории запретного района объектов производственного, социально-бытового назначения запрещено. В сентябре 2009г. она обратилась в КАиГ для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на участке № в <данные изъяты>». Ей был дан ответ, что необходимо подготовить градостроительный план. Она заключила договора с МУП «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и подключения газа. Все договора платные. Представила документы, оказалось, что у нее земельный участок с неустановленными границами. Пришлось обращаться в БТИ за получением кадастрового плана с уточнением границ, получили кадастровый план. Опять написала заявление в КАиГ, сдала все документы и в октябре 2010 года получила отказ. Почету ей не отказали при подаче заявления в 2009 году сразу, а отказали только после оформления документов и оплаты в сумме 15 000 руб. Был сделан вывод, о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка по указанному адресу не представляется возможным, чем ей фактически было отказано в предоставлении градостроительного плана. С данным отказом она не согласна. В соответствии с п.8 «Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов» на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства не может создавать угрозу безопасности военного вклада и сохранности его имущества. Просит признать бездействие мэрии г. Ульяновска по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка №, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, <данные изъяты>» для индивидуального жилищного строительства незаконным. Обязать мэрию г. Ульяновска принять решение о подготовке градостроительного плана для разрешения на строительство на земельный участок №, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, <данные изъяты>» для Исламовой Р.А.
Заявитель Исламова Р.А. в судебном заседании не участвовала, извещалась.
Представитель заинтересованных лиц - мэрии г. Ульяновска и КАиГ мэрии г. Ульяновска Прохорова С.А. в судебном заседании заявление Исламовой Р.А. не признала. Пояснила, что заявительница не обращалась с вопросом о предоставлении ей земельного участка, а обращалась с заявлением о предоставлении градостроительного плана. Земельный участок находится в собственности Исламовой Р.А. Поскольку земельный участок находится в границах воинской части, он является ограниченным в обороте. На таком земельном участке не могут возводиться объекты, поэтому было отказано в выдаче градостроительного плана.
Выслушав представителя заинтересованных лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что Исламова Р.А. является собственником земельного участка общей площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального строительства и личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район, мкр. <данные изъяты>», участок №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № №, выданным 10.04.2009г. УФРС по Ульяновской области, и кадастровой выпиской о землеьном участке от 21.09.2010г. №.
В соответствии со ст. 44. Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Исламова Р.А. обратилась к Главе города Ульяновска с письменным заявлением от 29.10.2010г. по вопросу подготовки градостроительного плана строительного участка под строительство жилого дома по адресу: г. Ульяновск, <данные изъяты>», участок №.
Согласно п.4.28 Положения о Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, КАиГ мэрии г. Ульяновска готовит и выдает утвержденные Главой города градостроительные планы «земельных участков».
08.11.2010г. Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска был дан письменный ответ за №01-12/2807, в котором указывалось, что земельный участок расположен в границах запретного района войсковой части № и строительство объектов на территории такого района запрещено.
Таким образом, Исламовой Р.А. было отказано в предоставлении градостроительного плана.
По мнению суда, данный отказ является неправомерным по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков, установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения осуществляется подготовка проектов межевания застроенных территорий и проектов межевания подлежащих застройке территорий. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ст. 44 Градостроительного кодекса).
Назначение градостроительного плана земельного участка определяется тем, что он является обязательным основанием для: подготовки проектной документации (ч. 11 ст. 48), выдачи разрешения на строительство (ч. 1 ст. 51), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55).
Согласно ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. При этом взимание платы за предоставление градостроительного плана земельного участка не предусмотрено.
Приведенными выше положениями Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено в качестве основания для отказа в выдаче гражданину градостроительного плана на земельный участок такое основание как расположение земельного участка в границах запретного района.
Действительно, в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.02.2000 №135 утвердило Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии с пунктом 8 данного Положения на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.
Земельный участок, принадлежащий Исламовой Р.А., расположен в зоне запретного района.
Между тем мэрией г.Ульяновска не представлено доказательств того, что строительство жилого дома на земельном участке № <адрес> в Заволжском районе г. Ульяновска создаст угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. Тогда как в силу п.8 вышеуказанного Положения, только при наличии такой угрозы строительство индивидуального жилого дома может быть запрещено.
Также суд учитывает, что земельный участок, находящийся в собственности заявительницы, был предоставлен именно под индивидуальное жилищное строительство, каких-либо ограничений в пользовании земельным участком не установлено.
При таких обстоятельствах, действия мэрии г.Ульяновска по отказу в оформлении и выдачи градостроительного плана на земельный участок заявителя являются незаконными.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить требования Исламовой Р.А. в части, признать незаконными действия мэрии города Ульяновска по отказу в подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, <адрес>», участок №, и обязать мэрию г.Ульяновска подготовить и выдать Исламовой Р.А. градостроительный план указанного земельного участка соответствии с действующим законодательством.
В части требований Исламовой Р.А. о признании незаконным бездействия мэрии г. Ульяновска по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка №, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, <данные изъяты>», для индивидуального жилищного строительства, следует отказать по следующим основаниям.
С заявлением о предоставлении земельного участка № в <данные изъяты>» Заволжского района Исламова Р.А. в мэрию г. Ульяновска не обращалась, доказательств этого суду не представлено.
Соответственно этот вопрос и не был предметом рассмотрения мэрии г. Ульяновска.
Кроме того, указанный земельный участок уже находится в собственности Исламовой Р.А. с 2009 года, поэтому необходимости в обращении с заявлением о предоставлении этого земельного участка для индивидуального жилищного строительства у Исламовой Р.А. и не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Исламовой Р.А. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия мэрии города Ульяновска в отказе по подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, <данные изъяты>», участок №.
Обязать мэрию города Ульяновска в установленные законом сроки подготовить и выдать Исламовой Р.А. градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, <данные изъяты>», участок №.
В удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия мэрии города Ульяновска по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка №, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, <данные изъяты>», для индивидуального жилищного строительства - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова