2- 960/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Замалетдиновой Ф.Г. к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Замалетдинова Ф.Г. обратилась в суд с исковыми требованиями к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдаче жилищного сертификата, указав в обоснование иска, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает со своей дочерью Нурисламовой Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение по указанному адресу представляет собой индивидуальный жилой дом, площадью 108.45 кв.м., собственником которого является ее дочь Нурисламова Р.Ш. При этом, дом не подключен к системе водоотведения и не имеет горячего водоснабжения, туалета, вследствие чего является недостаточно благоустроенным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, жилья на праве собственности истица не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось первое заседание комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска, по результатам которого заявление истицы о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. оставлено без удовлетворения. Аналогичное решение вынесено комиссией по результатам рассмотрения повторного заявления истицы. Решение комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска в обоих случаях мотивировано тем, что истица обеспечена учетной нормой жилой площади в месте постоянного проживания, вследствие чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При этом, при вынесении решений комиссией не было учтено, что в соответствии с ранее действующими на территории Ульяновской области Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утв. 26 декабря 1996г., утратившими силу 26 января 2006г. (основание- Постановление Законодательного собрания Ульяновской области № 46/32 от 26.01.2006г.) инвалиды и участники Великой Отечественной Войны признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была более 8 метров, но указанные лица проживали в жилых помещениях без удобств, либо с частичными удобствами (отсутствие центрального отопления, или канализации, или водопровода, или ванны).
Таким образом, по действующим до 2006г. нормативно- правовым актам истица являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживала в частично благоустроенном жилом помещении по адресу: <адрес> без ванны, водоотведения, горячего водоснабжения.
То обстоятельство, что в силу объективных причин, связанных с преклонным возрастом истицы, наличием у нее множественных заболеваний, приведших к инвалидности, последняя своевременно не была поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, правового значения в данном случае не имеет.
Истица, являющаяся вдовой ветерана ВОВ являющаяся по имеющимся у нее условиям проживания, нуждающейся в улучшении жилищных условий, но по объективным причинам своевременно не вставшая в очередь нуждающихся, не может быть поставлена в неравное положение с такой же категорией граждан, своевременно вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года.
Просит суд признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязав мэрию г. Ульяновска включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилья, как ветерану Великой Отечественной войны, как вдове ветерана ВОВ; обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области предоставить жилищный сертификат на выделение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель истицы Нурисламова И.Ф. на удовлетворении исковых требований настаивала, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель мэрии г. Ульяновска Павлеева Е.А. просила в иске Замалетдиновой Ф.Г. отказать, приведя в обоснование своей позиции следующие доводы.
Обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с норами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах», которыми предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления.
Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г., учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
По представленным истицей документам, последняя с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированной и проживающей в частном доме общей площадью 108.45 кв.м. по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого дома является дочь истицы Нурисламова Р.Ш. На данной площади зарегистрировано 2 человека. Таким образом, учетной нормой площади жилого помещения истица обеспечена.
По документам технической инвентаризации, приобщенным к материалам дела следует, что в домостроении по вышеуказанному адресу имеются следующие благоустройства: электрическое освещение, отопление газовое, канализация центральная, водопровод, газ, телефон; отсутствуют- ванна, горячая вода, радио. Согласно техническому паспорту на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, в состав домостроения входит помещение туалета, площадью 1.66 кв.м., котельной, площадью 8.9 кв.м. и прачечной, площадью 4.38 кв.м.
Довод истицы и ее представителя о том, что жилой дом по вышеуказанному адресу является непригодным для проживания, является голословным и не подтвержден документально. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Истица в данную комиссию не обращалась.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В письменном отзыве просит в иске Замалетдиновой ФГ. отказать по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствии с законом «О ветеранах».
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент (в настоящий момент- Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Мера государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимый пакет документы, в числе которых- документ, подтверждающий право гражданина- получателя на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 01 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент (Министерство труда и социального развития Ульяновской области». В представленных органом местного самоуправления списках Замалетдинова Ф.Г. не значится. Следовательно, Министерство не вправе выдавать истице жилищный сертификат.
Третье лицо Нурисламова Г.Ш. просила удовлетворить исковые требования истицы, подтвердив в судебном заседании факт проживания истицы в жилом доме по адресу: <адрес> качестве члена семьи третьего лица.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Замалетдинова Ф.Г., как вдова ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. дважды обращалась в мэрию <адрес> по вопросу признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Решениями комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно заявления Замалетдиновой Ф.Г. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета были оставлены без удовлетворения.
Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что жилое помещение, в котором истица проживает в качестве члена семьи собственника по адресу: <адрес> превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории субъекта; кроме того, является достаточно благоустроенным.
Суд находит данный отказ мэрии г. Ульяновска законным и обоснованным, а исковые требования Замалетдиновой Ф.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 мая 2006г. № 138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
Документально подтверждается, что Замалетдинова Ф.Г., вдова ветерана ВОВ 1941- 1945 г.г., зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение по указанному адресу представляет собой дом индивидуальной застройки, общей площадью 108.45 кв.м., расположенный на земельном участке, площадью 569.0 кв.м.
И домостроение, и земельный участок при вышеуказанном домовладении находится в собственности Нурисламовой Р.Ш.
Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в законную силу 15 июля 2005г., размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв.м.
Таким образом, размер жилой площади занимаемого истицей жилья превышает учетную норму предоставления жилой площади.
В соответствии с п.3 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Следует отметить, что согласно пункту 41 указанного Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.
По документам технической инвентаризации УОГУП БТИ, в домостроении по адресу: <адрес> имеются следующие благоустройства: центральный водопровод, центральная канализация, автономное газовое отопление, центральное газоснабжение, электроснабжение. Согласно техническому паспорту на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, в состав домостроения входит помещение туалета, площадью 1.66 кв.м., котельной, площадью 8.9 кв.м. и прачечной, площадью 4.38 кв.м.
Доводы представителя истицы о том, что центральная канализация и водопровод подведены к земельному участку и не устроены в доме, а в помещении туалета не установлен унитаз, не свидетельствует об отсутствии в доме перечисленных благоустройств. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Поскольку собственником вышеуказанного домовладения является дочь истицы Нурисламова Р.Ш., именно на ней лежит обязанность проведения работ по внутреннему благоустройству дома. При недостаточности собственных денежных средств и нахождения семьи истицы в тяжелом материальной положении истица вправе обратиться в Министерство труда и социального развития Ульяновской области по вопросу оказания социальной помощи.
Кроме того, суд считает необходимым указать, что доводы истицы и ее представителя об отсутствии в доме благоустройств в виде центральной канализации и водопровода вызывают у суда сомнения на предмет их правдивости.
При проведении ДД.ММ.ГГГГ текущей инвентаризации специалистом УОГУП БТИ была составлена характеристика строений и сооружений, в которой отражено наличие в доме следующих санитарно- технических и электротехнических устройств: газовое отопление, центральная канализация, центральный водопровод и пр. Имеющая в данном документе подпись собственника дома Нурисламовой Р.Ш. свидетельствует о том, что внесенные специалистом БТИ сведения о благоустройстве дома соответствуют действительности.
Принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие решения межведомственной комиссии о признании домостроения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, учитывая, что истицей не доказан факт ее проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Замалетдиновой Ф.Г. к мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, выдаче жилищного сертификата оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА