2-1599/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Алиевой А.Н. об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области,
У С Т А Н О В И Л:
Алиева А.Н. кызы обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области, указав следующее.
Она родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе <данные изъяты> Грузинской ССР. ДД.ММ.ГГГГ переехала на постоянное проживание в Российскую Федерацию, где стала проживать вместе с супругом Курбановым С.С. и несовершеннолетними детьми на территории Майнского района Ульяновской области, в том числе в пос. <данные изъяты>.
На момент въезда в Российскую Федерацию была документирована паспортом гражданина СССР образца 1974 г. № выданным ДД.ММ.ГГГГ Дманисским ОВД республики Грузия со штампом о принадлежности к гражданству республики Грузия. В этот период между РФ и Грузией существовал безвизовый порядок въезда. В силу ряда причин объективного и субъективного характера в последствии не была документирована национальным паспортом республики Грузия, не получила миграционную карту и как следствие жила на территории РФ в нарушение установленных норм и правил.
ДД.ММ.ГГГГ в постановке на миграционный учет ей было отказано. Не согласившись с данным отказом УФМС России по Ульяновской области, обратилась в суд. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице было отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий УФМС России по Ульяновской области, выразившиеся в отказе в постановке на миграционный учет без миграционной карты.
Решением Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения в поселке <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Территориальный пункт УФМС России по Ульяновской области в р.п. <данные изъяты> с заявлением о постановке на миграционный учет; к заявлению были приложены уведомление о прибытии, заявление принимающей стороны, решение Майнского районного суда Ульяновской области, паспорт, удостоверяющий личность заявительницы.
Однако, работники миграционной службы отказались принимать от заявительницы документы для постановки на миграционный учет, потребовав либо предоставления национального паспорта республики Грузия, либо предоставления справки об отсутствии гражданства Грузии.
Указанные документы представить не могла, пояснив сотрудникам миграционной службы, что ДД.ММ.ГГГГ она удостоверила у нотариуса г. Ульяновска заявление о выходе из гражданства республики Грузия и снятии с регистрационного учета в селе <данные изъяты> Грузии и направила его через центральный почтамп г. Ульяновска в посольство Грузии. Данный ответ сотрудников миграционной службы не устроил, более того, последние отказались принимать от нее документы для постановки на миграционный учет без представления вышеперечисленных документов. При этом, письменный отказ в приеме документов с обоснованием причин руководитель Территориального пункта ФМС выдать также отказалась.
В сложившейся ситуации заявитель вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
В силу положения ФЗ от 25.07.2002г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрена обязанность иностранных граждан встать на миграционный учет. Перечень документов, представляемых заявителем, предусмотрен законом, Порядком осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства от 15.01.2007г.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранных граждан, по месту жительства, при предъявлении иностранным гражданином заявления о регистрации и документов, указанных в ст. 17 закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку.
В рассматриваемом случае заявительнице вообще было отказано в приеме документов по постановке на миграционный учет, заявление о постановке на миграционный учет не рассматривалось компетентным органом по существу, что противоречит как нормам ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», так и нормам международного права.
В судебном заседании представитель заявительницы Элатомцев В.П. на удовлетворении заявления настаивал, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель УФМС России по Ульяновской области Спиридонова Ю.Н. просила в удовлетворении заявления отказать, дав суду следующие пояснения.
Из заявления и материалов усматривается, что Алиева А.Н. , ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженка с<данные изъяты> Грузинской ССР, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года №, выданный Дманисским ОВД Республики Грузия ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о принадлежности к гражданству Республики Грузия (Гражданство Грузии №, подлежит обмену). На листе 16 паспорта гражданина СССР в отметках о месте жительства имеются сведения о регистрации заявителя в <данные изъяты> Республики Грузия с ДД.ММ.ГГГГ Отметки о снятии с регистрационного учёта не имеется. На листе паспорта № имеется штамп иммиграционного контроля от ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель Алиева А.Н. состоит в зарегистрированном браке с Курбановым С.С. , ДД.ММ.ГГГГг.р., с ДД.ММ.ГГГГ, который является гражданином Грузии (имеется национальный паспорт). Согласно свидетельству о заключении брака заявителю присвоена фамилия Курбанова, однако документ, удостоверяющий личность она не заменила. В соответствии с постановлением Правительства РФ №731 от 04.12.2003г. паспорт гражданина СССР образца 1974 года является недействительным.
Со слов Алиевой А.Н. от брака с Курбановым С.С. оглы имеет троих детей, которые родились на территории Республики Грузия.
Заявителем представлена справка за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией Муниципального образования «<данные изъяты>», о том, что Курбанов С.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., и Алиева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., проживают в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ без регистрации в связи с тем, что не имеют гражданства.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной главным врачом МУЗ <данные изъяты> следует, что Алиева А.Н., ДД.ММ.ГГГГг.р., проживающая по адресу: <адрес>, обращалась за медицинской помощью в МУЗ «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ о чём зарегистрировано в амбулаторной карте.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью консула Грузии в РФ 3. Патарадзе о том, что посольство Грузии в РФ подтверждает, что Алиева А.Н. кызы, ДД.ММ.ГГГГг.р., по данным Министерства Юстиции Грузии не является гражданкой Грузии согласно закона «О гражданстве Грузии».
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в удовлетворении заявления Алиевой А.Н. в признании незаконным отказа УФМС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на миграционный учёт. Судом не дана оценка представленной заявителем справки из посольства Грузии от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она не представлялась в УФМС России по Ульяновской области и не являлась предметом исследования заинтересованной стороной. Также сообщает о том, что после ДД.ММ.ГГГГ Алиева А.Н. в УФМС России по Ульяновской области не обращалась. Также в судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она неоднократно привлекалась к административной ответственности за нарушение требований ст.ст.18.8 и 18.10 КоАП РФ.
Согласно заявлению Алиевой А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ она отказалась от гражданства Грузии. Однако сам по себе факт отказа от гражданства Грузии не является основанием считать заявителя лицом без гражданства, поскольку в соответствии со ст. 33 Закона Грузии «О гражданстве Грузии» от ДД.ММ.ГГГГ решение об утрате гражданства Грузии полномочен принять Президент Грузии.В соответствии со ст.35, 37 данного Закона представление об утрате гражданства Грузии вносится в Министерство Юстиции судом, прокуратурой, Министерством Внутренних Дел и Министерством Иностранных Дел Грузии, проживающих в другом государстве, - соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением.
В случае удовлетворения заявления и представления о приобретении, прекращении гражданства и восстановлении в гражданстве, Глава государства Грузии издает - указ, а при принятии отрицательного решения - распоряжение.
Также обращала внимание суда на то обстоятельство, что в августе 2008 года Грузия объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией после вооруженного конфликта в Южной Осетии и признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации с 5 марта 2009 года выдаваемые справки Секцией интересов Грузии при Посольстве Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации скрепляются печатью с надписью «Посольство Швейцарии в Российской Федерации. Секция интересов Грузии» на русском, английском и грузинских языках.
Поскольку при обращении в УФМС России по Ульяновской области по вопросу постановки на миграционный учет заявительница не предъявила действительный документ, удостоверяющий ее личность, в приеме документов ей было отказано правомерно.
В связи с вышеизложенным, просила в удовлетворении заявления Алиевой А.Н. кызы отказать в полном объёме.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Алиева А.Н. кызы обратилась в Территориальный пункт УФМС России по Ульяновской области в р.п. <данные изъяты> с заявлением о постановке на миграционный учет, приложив к заявлению уведомление о прибытии; заявление принимающей стороны; решение Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта постоянного проживания; паспорт гражданина СССР образца 1974 г. №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Дманиским ОВД республики Грузия со штампом о принадлежности к гражданству республики Грузия; документы, свидетельствующие отправление через центральный почтамп г. Ульяновска в посольство Грузии заявления о выходе из гражданства Грузии и снятии с регистрационного учета в селе <данные изъяты> Грузии.
В приеме документов для постановки на миграционный учет заявительнице было отказано со ссылкой на непредоставление действительного документа, удостоверяющего ее личность.
Суд находит данный отказ незаконным, грубо нарушающим права Алиевой А.Н. кызы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 30.06.2006г. (с последующими изменениями) настоящий закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию РФ, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из РФ.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим ФЗ сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 2 Закона).
В соответствии со ст. 20 того же закона иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим ФЗ или международным договором РФ. Учету по месту пребывания подлежат: постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин- по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (за исключением случаев, указанных в законе); временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин- по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (за исключением случаев, указанных в законе).
Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
В соответствии со ст. 22 Закона для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления. Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением; передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Стороной, принимающей иностранного гражданина (принимающая сторона) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Непредоставление заявителем перечисленных в п. 2 ст. 22 Закона документов, в частности, действительного документа, удостоверяющего его личность, и признаваемого РФ в этом качестве; миграционной карты, является основанием к отказу в постановке гражданина на миграционный учет.
В рассматриваемом случае имеет место не отказ в постановке заявительницы на миграционный учет, а отказ в приеме документов для постановки на миграционный учет, что нельзя признать правильным.
Поскольку совокупность приложенных к заявлению на миграционный учет документов позволяла установить личность обратившегося, УФМС России по Ульяновской области следовало принять от заявительницы Алиевой А.Н. кызы документы для постановки на миграционный учет и рассмотреть обращение по существу. Оснований для отказа в приеме от заявительницы документов у сотрудников миграционной службы не имелось.
Следует отметить, что личность Алиевой А.Н. кызы в процессе рассмотрения гражданского дела об установлении факта постоянного проживания Майнским районным судом г. Ульяновска была установлена на основании паспорта гражданина СССР образца 1974г. №, выданного Дманисским ОВД Республики Грузия ДД.ММ.ГГГГ
Привлекая ДД.ММ.ГГГГ Алиеву А.Н. кызы к административной ответственности на нарушение требований ст. 18.8 КоАП РФ, руководитель Территориального органа УФМС России по Ульяновской области также установил личность правонарушителя, указав, что к ответственности привлекается Алиева А.Н. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка села <данные изъяты> Грузинской ССР, гражданка Грузии.
В целях восстановления законности УФМС России по Ульяновской области следует принять заявление Алиевой А.Н. кызы о постановке на миграционный учет и уведомление о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания и рассмотреть обращение по существу с вынесением мотивированного решения.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Алиевой А.Н. кызы об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области удовлетворить.
Признать действия Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области, выразившиеся в отказе в приеме от Алиевой А.Н. кызы заявления о постановке на миграционный учет и уведомления о прибытии для регистрации по месту пребывания незаконными.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области принять от Алиевой А.Н. кызы заявление о постановке на миграционный учет и уведомление о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания для рассмотрения по существу.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА