о разделе наследственного имущества



2-1005/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Алтусовой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Арслановой Р.Т. к Арслановой К.С. о разделе наследственного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Арсланова Р.Т. обратилась в суд с исковыми требованиями к Арслановой К.С. разделе наследственного имущества, указав следующее.

После смерти отца Арсланова Т.З., умершего ДД.ММ.ГГГГ и дедушки Арсланова З.З., умершего ДД.ММ.ГГГГ осталось наследство в виде 309/606 долей земельного участка, площадью 283.7 кв.м., расположенного при домовладении по адресу: <адрес> 1/2 доли домовладения, расположенного по тому же адресу; а также домовладения, расположенного в <адрес> земельного участка при указанном домовладении.

При этом, доля истицы в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: <адрес> составляет 2/6; доля ответчицы- 1/6; доля в праве общей долевой собственности на земельный участок по тому же адресу у истицы составляет 203/606; доля ответчицы- 203/606.

Доля истицы в праве общей долевой собственности на домовладение и земельный участок по адресу: <адрес> составляет 1/4 доля; доля ответчицы- 3/4.

Ссылаясь на ст. 1168 и 252 ГК РФ просит разделить вышеуказанное имущество между его сособственниками. При этом, учитывая заинтересованность каждого из собственников в жилье исходя из места постоянного проживания (у истицы место постоянного проживания находится в <данные изъяты>, а ответчицы- в <адрес>) просит произвести раздел недвижимого имущества, передав в собственность истицы 1/6 долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес> 103/606 долей земельного участка, расположенного по тому же адресу; ответчице передать в собственность 1/4 долю домовладения и земельного участка, находящихся в <адрес>. В случае несоразмерности стоимости домовладений и земельных участков, подлежащих разделу, просит определить соответствующую компенсацию, подлежащую ко взысканию в пользу одного из сособственников.

В судебном заседании представитель истицы Мове О.Е. на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив суду, что предлагаемый ответчице вариант раздела вышеперечисленного наследственного имущества в наибольшей степени отвечает интересам каждой из сторон по следующим основаниям.

Несмотря на близкое родство между истицей и ответчицей, стороны не только не поддерживают родственных связей, а находятся в длительных конфликтных и неприязненных отношениях. Об этом свидетельствуют как сам факт того, что вопросы по оформлению наследства, сначала открывшегося после смерти Арсланова Т.З., умершего ДД.ММ.ГГГГ, а затем Арсланова З.З., умершего ДД.ММ.ГГГГ стороны решают исключительно в судебном порядке, так и то обстоятельство, что семья ответчицы на протяжении нескольких лет всячески уклоняется разрешить возникший конфликт по разделу домовладения, расположенного по адресу: <адрес> мирным путем. Просит учесть, что ответчица, постоянно проживающая в <адрес> не заинтересована в сохранении за ней 1/6 доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> вследствие того, что никогда не проживала и не намерена проживать в данном домовладении. По той же причине нецелесообразно сохранять право общей долей собственности на домовладение в <адрес> за Арслановой Р.Т., поскольку истица также не намерена вселяться и проживать в указанном домовладении, менять постоянное место жительство с <данные изъяты> на <данные изъяты>. Таким образом, сложилось ситуация, при которой права собственности на домовладения, в которых проживают истица и ответчица и которые являются их единственным местом жительства, обременены правами на эти же домовладения противной стороны. Поскольку у ответчицы в вопросе сохранения права общей долевой собственности на домовладение по адресу: <адрес> имеется только материальный (финансовый) интерес, заключающийся в получении соответствующей денежной компенсации за свою долю, просит произвести раздел наследственного имущества вышеуказанным способом с выплатой соответствующей компенсации за отклонение от стоимости наследственного имущества в пользу ответчицы.

Представитель ответчика Мартынов В.Ф. возражал против раздела наследственного имущества между сторонами по предложенному истицей варианту, указывая на то, что ответчица, на чью долю в домостроении по адресу: <адрес> приходится 10 кв.м. общей площади заинтересована в сохранении своей собственности на данный дом. В <данные изъяты> у ответчицы проживают дети- две дочери и сын и она имеет намерения переехать на постоянное проживание из <данные изъяты> в <данные изъяты> и вселиться в спорное домовладение. Против вселения и проживания истицы в домовладении по адресу: <адрес> она также не возражает. О намерении ответчицы продать свою долю в домовладении по <адрес> ему ничего не известно.

Третьи лица Арсланова А.К., нотариус г. Ульяновска Браташова В.А., нотариус Дрожжановского нотариального округа Республики Татарстан Хайрутдинова Д.Х. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что после смерти Арсланова Т.З., умершего ДД.ММ.ГГГГ осталось наследство, состоящее из доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. В права наследования вышеуказанным имуществом вступили: Арсланова Р.Т. (дочь наследодателя) - в размере 1/6 доли вышеуказанного домовладения, а также Арсланов З.З. (отец наследодателя)- в размере 2/6 долей домовладения, в том числе в виду отказа в его польз матери наследодателя Арслановой К.С.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ доли сособственников домовладения по адресу: <адрес> были перераспределены, за Арслановым З.З. признано право общей долевой собственности на 206/606 долей вышеуказанного земельного участка, за Арслановой Р.Т. - право на 103/606 долей; за Арслановой А.К. - право на 297/606 долей участка.

После смерти Арсланова З.З., умершего ДД.ММ.ГГГГ осталось наследство в виде 206/606 долей земельного участка, площадью 283.7 кв.м., расположенного при домовладении по адресу: <адрес> 1/3 доли домовладения, расположенного по тому же адресу; а также домовладения, расположенного в <адрес> земельного участка при указанном домовладении.

В права наследования вышеуказанным имуществом вступили Арсланова Р.Т. (внучка наследодателя по праву представления) и Арсланова К.С. (супруга наследодателя). При этом, Арсланова Р.Т. вступила в права наследования на 103/606 долей земельного участка при домовладении по адресу: <адрес> 1/6 долю домовладения по указанному адресу; а также на 1/4 долю домостроения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>

Арсланова К.С., в свою очередь, вступила в права наследования на 103/606 долей земельного участка при домовладении по адресу: <адрес> 1/6 долю домовладения по указанному адресу; а также на 3/4 долей домостроения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно правоустанавливающим документам и документам технической инвентаризации, домовладение по адресу: <адрес> представляет собой жилой дом с пристроями и принадлежностями, общей площадью 60.08 кв.м., в том числе жилой- 47.26 кв.м. и земельный участок, общей площадью 283.7 кв.м. Домовладение по адресу: <адрес> представляет собой жилой дом с принадлежностями, общей площадью 53.6 кв.м., в том числе жилой 35.5 кв.м. и земельного участка, общей площадью 3 946.38 кв.м.

В соответствии с ч.3 ст. 1168 ГК РФ, если в состав наследства входит жилое помещение (жилой дом, квартира и тому подобное), раздел которого в натуре невозможен, при разделе наследства наследники, проживающие в этом жилом помещении ко дню открытия наследства и не имеющие иного жилого помещения, имеют перед другими наследниками, не являющимися собственниками жилого помещения, входящего в состав наследства, преимущественное право на получение в счет их наследственных долей этого жилого помещения.

Согласно ст. 1170 ГК РФ несоразмерность наследственного имущества, о преимущественном праве на получение которого заявляет наследник на основании ст. 1168 или 1169 настоящего кодекса, с наследственной долей этого наследника устраняется передачей этим наследником остальным наследникам другого имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы. Если соглашением между всеми наследниками не установлено иное, осуществление кем-либо из них преимущественного права возможно после предоставления соответствующей компенсации другим наследникам.

В соответствии с.ч 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества ( п. 3 ст. 252 ГК РФ).

В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена, и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ем компенсацию ( абз. 2 п. 4 ст. 252 ГК РФ).

Применение правила абз.2 п.4 ст. 252 ГК РФ возможно лишь в отношении участника, заявившего требование о выделе своей доли, и только в случаях одновременного наличия всех перечисленных законодателем условий: доля сособственника незначительна, в натуре ее выделить нельзя, сособственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества.

С получением компенсации в соответствии с настоящей статьей собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 (п. 36) вопрос о том, имеет ли участник долевой собственности существенный интерес в использовании общего имущества, должен решаться судом в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки в совокупности представленных сторонами доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании этого имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных. В отдельных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела суд может передать неделимую вещь в собственность одному из участников долевой собственности, имеющему существенный интерес в ее использовании, независимо от размера долей остальных участников общей собственности с компенсацией последним стоимости их доли.

Доля ответчицы Арслановой К.С. в праве общей долевой собственности на домостроение по адресу: <адрес> площадном выражении составляет 10.01 кв.м. общей площади, в том числе жилой- 7.88 кв.м.; в праве общей долевой собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу в площадном выражении- 48.22 кв.м.

Доля истицы Арслановой Р.Т. в праве общей долевой собственности на домостроение по адресу: <адрес> площадном выражении составляет 13.4 кв.м. общей площади, в том числе жилой- 8.88 кв.м.; в праве общей долевой собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу в площадном выражении- 986.60 кв.м.

В соответствии с п. 2.4 СНИП 2.08.01-89* площадь гостиной (общей комнаты) в однокомнатной квартире должна быть не менее 14 кв.м., других жилых комнат и кухни- не менее 8 кв.м. Согласно п. 4.4. СНиП 31-02-2001 Строительные нормы и правила РФ. Дома жилые одноквартирные, площади помещений дома в указанных домах должны быть не менее: общей жилой комнаты- 12 кв.м.; спальни- 8 кв.м.

Доля Арслановой К.С. в праве общей долевой собственности на домостроение по адресу: <адрес> является незначительной, размер приходящейся на ее долю жилой площади менее нормативной площади жилой комнаты, установленной вышеприведенными СНиПами.

Аналогичным образом суд оценивает и долю Арслановой К.С. в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный при домовладении по адресу: <адрес>- доля является незначительной, в площадном выражении составляет 48.22 кв.м. При этом, в данную площадь входит земля под жилым строением. Использовать земельный участок, площадью 48.22 кв.м. для строительства новой жилой постройки либо реконструкции существующего домовладения невозможно.

Таким образом, имея в собственности долю земельного участка, составляющую в площадном выражении 48.22 кв.м., ответчица лишена возможности улучшить свои жилищные условия в целях увеличения приходящейся на ее долю жилой площади в доме, которая не соответствует нормативным требованиям.

Анализ обстоятельств дела свидетельствует также о том, что ответчица не имеет существенного интереса к пользованию домовладением, расположенным по адресу: <адрес>. Об этом свидетельствуют следующие факты.

После смерти ДД.ММ.ГГГГ Арсланова Т.З., приходящегося ответчице сыном, последняя вместе с мужем Арслановым З.З., оформившим права наследования на данное имущество, вправе была в качестве члена семьи сособственника вселиться в спорное домовладение и проживать в нем. Ответчица за указанный период времени каких-либо действий по вселению в спорное домовладение не предпринимала, иных правомочий собственника в отношении данного имущества не совершала.

Из пояснений представителя истицы в судебном заседании следует, что ранее при жизни Арсланова З.З. Арслановой А.К. (матери истицы) поступали предложения выкупить его долю в домовладении за 1000 000 рублей, от чего последняя отказалась в силу необоснованного завышения требуемой компенсации.

Из материалов дела следует, что постоянным местом жительства Арслановой К.С. является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Местом постоянного проживания Арслановой Р.Т. является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При этом, данное жилое помещение является ее единственным местом жительства. В указанном жилом помещении, кроме Арслановой Р.Т., проживает ее мать Арсланова А.К., сособственница 1/2 доли домовладения.

При таких обстоятельствах, иск Арслановой Р.Т. о признании права собственности на принадлежащие Арслановой К.С. доли земельного участка и домостроения по адресу: <адрес> выплатой соответствующей денежной компенсации ответчице подлежит удовлетворению.

Поскольку Арсланова Р.Т. не имеет существенного интереса к использованию причитающейся ей доли в праве общей долевой собственности на домовладение по адресу: <адрес> согласна с признанием за ответчицей права собственности на вышеуказанные доли с зачетом их стоимости, в указанной части исковые требования также подлежат удовлетворению.

Экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость домовладения № по <адрес> в ценах на дату выдачи заключения определена в размере 1 700 000 рублей; стоимость 1/6 доли земельного участка при домовладении № по <адрес> в денежном эквиваленте определена в размере 179 677 рублей; стоимость 1/6 доли домостроения при вышеуказанном домовладении- в размере 103 657 рублей. Рыночная стоимость домовладения № по <адрес>, в ценах на дату выдачи заключения составляет 410 000 рублей. Стоимость 1/4 доли земельного участка при домовладении № по <адрес> в денежном эквиваленте определена в размере 46 064 рублей; стоимость 1/4 доли домостроения при вышеуказанном домовладении- в размере 56 436 рублей.

Таким образом, признавая за Арслановой К.С. право общей долевой собственности на 1/4 долю домостроения, общей площадью 53.6 кв.м. и земельного участка, общей площадью 3946.38 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> прекращением права общей долевой собственности Арслановой Р.Т. на вышеуказанное имущество; а также признавая за Арслановой Р.Т. право общей долевой собственности на 1/6 долю домостроения, общей площадью 60.08 кв.м. и 103/606 долей земельного участка, общей площадью 283.70 кв.м. расположенных по адресу: <адрес> Арслановой Р.Г. в пользу Арслановой К.С. в счет раздела наследственного имущества следует взыскать денежную компенсацию в размере 180 834 рублей.

При этом, исковые требования о взыскании с Арслановой К.С. в счет раздела наследственного имущества денежной компенсации в размере 73 008 рублей 62 копеек удовлетворению не подлежат. Заключение судебной строительно- технической экспертизы показало, что рыночная стоимость подлежащего разделу наследственного имущества, расположенного в <данные изъяты> превышает рыночную стоимость имущества, расположенного в <данные изъяты> на 180 834 рубля.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Арслановой Р.Т. удовлетворить частично.

Произвести раздел наследственного имущества между Арслановой Р.Т. и Арслановой К.С. следующим образом:

Признать за Арслановой Р.Т. право общей долевой собственности на 1/6 долю домостроения, общей площадью 60.08 кв.м. и на 103/606 долей земельного участка, общей площадью 283.70 кв.м. расположенных по адресу: <адрес>.

Признать за Арслановой К.С. право общей долевой собственности на 1/4 долю домостроения, общей площадью 53.6 кв.м. и земельного участка, общей площадью 3946.38 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>

Прекратить право общей долевой собственности Арслановой Р.Т. на 1/4 долю домостроения и земельного участка, общей площадью 3946.38 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Взыскать в счет раздела наследственного имущества с Арслановой Р.Т. в пользу Арслановой К.С. денежную компенсацию в размере 180 834 рублей.

Право общей долевой собственности Арслановой К.С. на 1/6 долю домостроения, общей площадью 60.08 кв.м. и 103/606 долей земельного участка, общей площадью 283.70 кв.м. расположенных по адресу: <адрес> подлежит прекращению после выплаты Арслановой Р.Т. денежной компенсации в размере 180 834 рублей в полном объеме.

В остальной части иска Арслановой Р.Т. к Арслановой К.С. отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА