о взыскании денежных сумм



Дело № 2-2192/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи Л.Н. Матвеевой,

при секретаре А.Х.Айсиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска, заявленного в интересах Ишкова Ю.Г., к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о возложении обязанности произвести денежную компенсацию,

установил:

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с интересах Ишкова Ю.Г. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о возложении обязанности произвести денежную компенсацию.

В обоснование иска указал, что Прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлено, что Министерством труда и социального развития Ульяновской области (далее Министерство) не произведена компенсация за самостоятельно приобретенные в I квартале 2011 года технические средства реабилитации: абсорбирующее белье - простыни в количестве 89 штук на сумму 500 рублей 17 копеек. Прокурорской проверкой установлено следующее. Ишков Ю.Г. является инвалидом I группы и 22.04.2009 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № на период до ДД.ММ.ГГГГ с указанием технических средств реабилитации, в которых он нуждается. Так, в разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)» указано: абсорбирующие пеленки в количестве 1 штуки в день. В январе 2011 года Короткова И.В., действующая по доверенности, подала в Министерство заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные простыни в количестве 89 штук, однако Министерство отказалось производить компенсацию, поскольку в товарно-кассовых чеках указано о приобретении «простыней» вместо «пеленок». В 2011 году, до дня подачи настоящего заявления в суд, ответчик не произвел доверенному компенсацию за самостоятельно приобретенные простыни. Расходы в сумме 500 руб. 17 копеек на приобретение в 2011 года - 89 простыней подтверждаются копиями кассового и товарного чеков. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимые средства реабилитации надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Ущемление их социальных прав является недопустимым. Подача прокурором искового заявления обусловлено тем, что Ишков Ю.Г. в силу своего состояния здоровья не может защищать свои права и законные интересы, в связи с чем, нуждается в защите со стороны государства. Кроме того, в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства. Короткова И.В., являющаяся доверенным лицом Ишкова Ю.Г., обратилась в прокуратуру Заволжского района г. Ульяновска с заявлением о защите прав инвалида. Просит обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области произвести компенсацию за самостоятельно приобретенные в 2011 году простыни в количестве 89 штук для инвалида I группы - Ишкова Ю.Г. в размере 500 рублей 17 копеек.

В судебном заседании прокурор Заволжского района не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

Ишков Ю.Г. в судебном заседании не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель Ишкова Ю.Г. Короткова И.В. в судебном заседании на иске настаивала, пояснила, что причиной отказа является то, что в ИПР указано абсорбирующее белье - пеленки, а она приобретала простыни. Однако и размер и назначение у данного абсорбирующего белья одинаковы. Более того, в направлении и в уведомлении на получение ответчик сам указывал, что Ишкову Ю.Г. положено абсорбирующее белье ( пеленки, простыни).

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил, что с 01.01.2010 года предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящий момент в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области). Министерство труда и социального развития Ульяновской области в своей работе руководствуется Федеральным законодательством, а именно - Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из протезно-ортопедическими изделиями», Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года № 57Н «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», законодательством Ульяновской области, а именно - Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 года № 61-П «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение». В случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР) инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств, инвалиду выплачивается компенсация. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации, на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в учреждение социальной защиты заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), ИПР, документов, подтверждающих эти расходы, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета. Согласно представленной службой по обеспечению техническими средствами реабилитации информации, Ишков Ю.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлен на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее ТСР) ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. Для постановки на учёт была представлена ИПР № от 22.04.2009 года действующая до 01.05.2011 года. Согласно ИПР Ишкову Ю.Г. рекомендованы: памперсы -2шт. в день; абс.пелёнки - 1 шт. в день. 26.01.2011 года доверенным лицом Ишкова Ю.Г., Коротковой И.В. было подано заявление на компенсацию за самостоятельно приобретённые средства реабилитации, а именно памперсы - 60 шт., пелёнки - 30 шт. на сумму 2295 руб. 28 коп. Документы в службу по обеспечению техническими средствами реабилитации поступили 27.01.2011 года по реестру № от 27.01.2011 г. При приёме документов специалистом было обнаружено не соответствие рекомендованных и указанных в заявлении фактически приобретённым средствам реабилитации. В представленных документах, подтверждающих расходы понесённые инвалидом были указаны памперсы, пелёнки, простыни, соответственно специалистом был произведён возврат для устранения замечаний. Вторично заявление в службу поступило 01.02.2011 г. по реестру № от 01.02.2011 г., было заявлено: памперсы - 60 шт., пелёнки -- 1 шт. на сумму 1795 руб. Документы были возвращены в связи с тем, что сумма, указанная в заявлении на компенсацию не соответствовала сумме представленных документов подтверждающих понесённые расходы. Доработанное заявление третий раз поступило 15.02.2011 года по реестру № 6 от 15.02.2011 года. Заявлено: памперсы - 60шт., пелёнки - 1шт. на сумму 1795 рублей 11 копеек. Заявленная сумма в полном объёме (1795 р. 11 к.) выплачена согласно Распоряжению №122-р от 09.03.2011 г. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года № 57Н утвержден порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определены правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации. Согласно ИПР, Ишкову Ю.Г. рекомендованы памперсы и абсорбирующее белье. Простыни, о компенсации которых указано в исковых требованиях не предусмотрены ИПР. Следовательно, Министерство труда и социального развития Ульяновской области не вправе компенсировать инвалиду сумму затраченную на приобретение технического средства, не предусмотренного ИПР.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, акт освидетельствования МСЭ, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.

Ишков Ю.Г. является инвалидом I группы.

22.04.2009 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № на период до ДД.ММ.ГГГГ с указанием технических средств реабилитации, в которых он нуждается.

В разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)» указано: абсорбирующие пеленки в количестве 1 штуки в день.

В январе 2011 года Короткова И.В., действующая по доверенности, подала в Министерство труда и социального развития Ульяновской области заявление о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные абсорбирующие простыни в количестве 89 штук на общую сумму 500 рублей 17 копеек.

Однако Министерство отказалось производить компенсацию, поскольку в товарно-кассовых чеках указано о приобретении «простыней» вместо «пеленок».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п.п. 9,22 федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, абсорбирующее белье, относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации для отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости -сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости -сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Согласно п. 7 Правил в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

В соответствии с п. 6 действовавших до 01.01.2008 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 877, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида, ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы.

Выплата компенсации инвалиду, ветерану осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).

С 01.01.2010 предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице ДСЗН Ульяновской области (в настоящее время Министерство труда и социального развития Ульяновской области).

Доводы представителя ответчика о том, что истцу не подлежит возмещению стоимость абсорбирующего белья - простыней, поскольку в программе реабилитации указаны - пеленки, заявлены без достаточных оснований.

Как пояснил в судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области, простыни, как и пеленки, являются абсорбирующим бельем, имеет одинаковое функциональное назначение.

Как следует из представленных суду копий уведомления на получение и направления на получение, выданных истцу ответчиком, Ишков Ю.Г. имеет право на получение абсорбирующего белья (впитывающих простыней, пеленок). Таким образом, Министерство труда и социального развития, выдавая истцу на руки данные документы, признало право Ишкова Ю.Г. на получение как пеленок, так и простыней.

Более того, следует отметить, что средняя стоимость одной простыни, приобретенной истцом, самостоятельно, составляет 5 рублей 62 копейки ( 500.17 : 89). Согласно представленной истцом копии приложения к протоколу № № от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость единицы технического средства реабилитации - пеленок - на январь - февраль 2011 года составляет от 7 рублей 74 копеек до 13 рублей. Также в представленных товарных чеках указаны размеры как пеленок, так и простыней, данные размеры одинаковы - 60 х 90.

На основании вышеизложенного, суд считает иск Прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Ишкова Ю.Г., подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, заявленного в интересах Ишкова Ю.Г. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области произвести компенсацию Ишкову Ю.Г. за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в размере 500 рублей 17 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Ульяновска Л.Н.Матвеева