о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты



                                                                                                             Дело №2-897/11

РЕШЕНИЕ      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2011 года                                                                          г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе

председательствующего судьи Чебукиной С.Н.

при секретаре Л.А. Присадковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вишнева М.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты, об обеспечении благоустроенным жильем,

УСТАНОВИЛ:

Истец Вишнев М.И. обратился в суд с иском указывая, что он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, ему 89 лет, он имеет онкологическое заболевание, своего жилья не имеет. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии администрации МО «Матвеевское сельское поселение» Старомайнского района Ульяновской области № 6 от 30.09.2009 г. и акта проверки жилищных условий от 02.02.2010 г. было установлено, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, т.к. собственного жилья не имеет, проживает у сына В.Е.М. , истец является <данные изъяты> в связи с чем нуждается в проживании по месту лечения данного заболевания в г. Ульяновске. 08.02.2010 г. администрацией МО «Матвеевское сельское поселение» Старомайнского района Ульяновской области принято постановление № 8 о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В апреле 2010 г. ответчику был предоставлен весь пакет документов, но решение вопроса о выдаче истцу свидетельства неоправданно затянулось, в связи с чем истец обратился с жалобой на волокиту Министерства. В январе 2011 года истец получил письмо от 28.01.2011 г. № 6850, в котором ответчик уведомляет истца о том, что заседанием рабочей группы истцу отказано в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с обеспеченностью жильем выше учетной нормы. Истец с указанным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Истец просил признать действия ответчика в отношении него неправомерными, обязать Министерство труда и социального развития отменить решение рабочей группы по вопросу обеспечения жильем (протокол № 16 от 28.12.2010 г.) в части отказа истцу в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, обязать ответчика обеспечить истца благоустроенным жильем в г. Ульяновске, провести административное расследование по факту волокиты.                                

Истец в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов Вишневу Е.М.

Представитель истца Вишнев Е.М., действующий на основании нотариальной доверенности, поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что в настоящее время его отец Вишнев М.И. проживает в жилом доме пол <адрес> в <адрес>. Уход за ним осуществляет он, его сын, проживающий с ним совместно. Жилой дом, в котором проживает истец, 1917 года постройки, он не благоустроен, является ветхим. Кроме того, у истца отсутствует возможность получать лечение имеющегося у него <данные изъяты>, поскольку по месту жительства истца онколога нет. Данный жилой дом и земельный участок сын истца приобрел в собственность в 2009 году, данный жилой дом, площадью 46,9 кв. метров, в нем имеется кухня зал и маленькая спальная, в данном доме они зарегистрированы вдвоем с истцом. Представителю истца известно, что все документы для решения вопроса о получении Свидетельства о предоставлении социальной выплаты были направлены администрацией МО «Матвеевское сельское поселение» весной 2010 г. Впоследствии истец действительно писал заявление в Министерство труда и социального развития Ульяновской области о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты 23.11.2010 г., в котором ответчиком было отказано. Данный отказ истец считает незаконным. Свои требования основывает на ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку истец изначально был поставлен на учет в связи с тем, что у него ветхое жилье, то есть он проживал в помещении, не отвечающем установленным требованиям. Кроме того, истец подпадает под действие подп. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, т.к. состоит на учете в Областном клиническом онкологическом диспансере, имеет <данные изъяты>

Адвокат Утамбаев Т.Р. все требования и доводы представителя истца полностью поддержал.                     

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области Захарова А.А. в судебном заседании иск не признала и указала следующее. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, пакет документов, в том числе заявление о выдаче свидетельства. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующим за отчетным направляет их в Министерство. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», Министерство труда и социального развития Ульяновской области имеет право проверять правомерность постановки на учет, а также принимать решение о выдаче жилищного сертификата. Согласно представленным документам, Вишнев М.И., 1921 года рождения, проживает по адресу: <адрес>, не общей площади 46,9 кв. м., на данной площади зарегистрированы 2 человека, следовательно на каждого приходится по 23,45 кв.м., что выше учетной нормы площади жилого помещения. Собственником данного жилого помещения является В.Е.М. - сын заявителя. После поступления от Вишнева М.И. личного заявления 23.11.2010 г., как того требует установленный порядок (п. 8 Порядка предоставления меры социальной поддержки), его учетное дело было рассмотрено на заседании рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, было принято решение об отказе в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты в связи с обеспеченностью жильем выше учетной нормы.        

Представитель МО «Матвеевское сельское поселение» Мальковская Л.М. в судебном заседании исковые требования истца полностью поддержала, указав, что участник Великой Отечественной войны обратился к ним заявлением о постановке на учет 27.07.2009 года, указанный вопрос был решен положительно. Затем 02.02.2010 г. истец обратился в жилищную комиссию для решения вопроса о постановке на учет. Согласно акту обследования, дом, в котором проживает истец, ветхий, перекошенный, 1917 года постройки, физический износ 65%. 08.02.2010 г. истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Затем по протесту прокурора района Постановление о постановке истца на учет было отменено, а впоследствии в связи с обращением истца в суд было отменено постановление о снятии его с учета.

Представители Правительства Ульяновской области, Мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явились, просили рассмотреть данное дело в свое отсутствие.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом второй группы, участником Великой Отечественной войны.

Решением заседания рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов Министерства труда и социального развития Ульяновской области (протокол № 16 от 20.12.2010 г.) заявление Вишнева Е.М. о выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья оставлено без удовлетворения.

Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что занимаемое истцом жилое помещение превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории субъекта.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Как установлено в судебном заседании истец Вишнев М.И. в период с 25.12.2009 года по настоящее время зарегистрирован и проживает в <адрес>.

Согласно данным технического паспорта на объект, подготовленного БТИ по состоянию на 31 августа 2009 года, владельцем указанного жилого дома является сын истца В.Е.М. Жилой дом с годом постройки 1917 г. имеет общую площадь 46,93 кв.м. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, собственником указанного жилого дома и земельного участка по указанному адресу является сын истца - В.Е.М. , который так же, как и истец зарегистрирован в указанном доме. Иных зарегистрированных лиц в указанном жилом доме не имеется. Согласно акту обследования жилищных условий истца от 2 февраля 2010 года, комиссия произвела осмотр жилого дома. В доме печное отопление. Водопровод, канализация, горячая вода отсутствует.

В силу ч.ч.2,3.4,5 ст. 15 и ч.2. ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства ).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с п.3 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

Соответствующего решения межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания в материалы дела не представлено.

Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания…», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

           Как следует из ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время истец зарегистрирован в жилом доме общей площадью 46,93 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>. Собственником данного дома является сын истца - В.Е.М. Истец Вишнев М.И. и его сын В.Е.М. проживают в указанном доме вдвоем.

В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что сответствующего решения межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания, не представлено, истец проживает в указанном жилом доме вдвоем со своим сыном, иные лица в указанном жилом доме не проживают, исковые требования истца не могут быть удовлетворены.     

При этом истец в установленном законом порядке обратился к ответчику в Министерство труда и социального развития Ульяновской области 23.11.2010 г., 20.12.2010 г. его заявление было рассмотрено.      

Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, исковые требования Вишнева М.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

        Исковые требования Вишнева М.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты, об обеспечении благоустроенным жильем, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

                    Судья :                                                        С.Н. Чебукина