Дело № 15 апреля 2011 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Чебукиной С.Н. при секретаре Л.А. Присадковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елисеевой Н.А. к Мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в список нуждающихся, предоставлении социальной выплаты, УСТАНОВИЛ: Истица Елисеева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском указывая, что она является участницей Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет. Проживает постоянно вместе с Р.О.М., Р.А.Е., Р.Н.А., Р.Е.А. по адресу: <адрес> Указанная квартира принадлежит Р.О.М. (1/2 доли) и Р.Е.А. (1/2 доли) на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ №. Квартира расположена в доме 1917 года постройки и не отвечает требованиям благоустройства. ДД.ММ.ГГГГ комиссия на основании обследования дома установила, что состояние дома является неудовлетворительным и требует капитального ремонта. Истица обратилась в Отдел по учету и распределению жилой площади Мэрии г. Ульяновска для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; ей было отказано. Истица просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать истице в порядке очередности свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Истица в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Ожогину М.А. Представитель истицы Ожогина М.А., действующая на основании нотариальной доверенности, поддержала заявленные требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что квартира, в которой зарегистрирована истица, принадлежит на праве общей долевой собственности ее дочери и внуку по 1/2 доле каждому. В указанной квартире, площадью 62,83 кв.м., зарегистрированы 5 человек, а именно дочь истицы (собственница) - Р.О.М., ее внук Р.Е.А. (собственник), Р.А.Е. (зять), Р.Н.А. (внучка), сама истица. Таким образом, учетной нормой истица обеспечена, однако, квартира, в которой проживает и зарегистрирована истица, является непригодной для проживания, о чем был составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ Квартира истицы расположена на 2 этаже, имеются все удобства. Представитель Мэрии г. Ульяновска Павлеева Е.А. в судебном заседании исковые требования истицы не признала, указав, что истица обеспечена учетной нормой. Акт обследования, на который ссылается истица, не является заключением межведомственной комиссии. Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указав в отзыве, что иск не признает и указала следующее. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, пакет документов, в том числе заявление о выдаче свидетельства. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующим за отчетным направляет их в Министерство. В представленных органом местного самоуправления списках Елисеева Н.А. не значится, Министерство труда и социального развития не вправе выдать жилищный сертификат. Представители Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть данное дело в свое отсутствие, в представленном отзыве привели доводы, аналогичные изложенным в отзыве представителей Министерства труда и социального развития Ульяновской области. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В судебном заседании установлено, что истица является участником Великой Отечественной войны. Письмом от 17.02.2010 г. отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска истице было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Как установлено в судебном заседании истица Елисеева Н.А. в период с 1969 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес>. Согласно данным технического паспорта, подготовленного по состоянию на 30 декабря 2005 года, жилой <адрес> с годом постройки 1917 г., <адрес> указанного дома имеет общую площадь 62,83 кв.м. в квартире имеются все удобства. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, собственниками указанной квартиры являются дочь и внук истицы - Р.О.М. и Р.Е.А. соответственно, которые так же, как и истица зарегистрированы в указанной квартире; в квартире кроме собственников зарегистрированы истица, Р.А.Е. (ее зять), Р.Н.А. (внучка), то есть 5 человек. Иных зарегистрированных лиц в указанном жилом доме не имеется. Согласно акту обследования жилищных условий истца от 13 мая 2010 года, был произведен осмотр дома. Из акта следует, что техническое состояние конструкций жилого <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии. ОАО «ДК Ленинского района» необходимо заказать проектно-сметную документацию на усиление конструкций дома. В силу ч.ч.2,3.4,5 ст. 15 и ч.2. ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В соответствии с п.3 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). Соответствующего решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: г. Ульяновск, <адрес>, непригодным для проживания на момент рассмотрения дела не представлено. Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания…», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Как следует из ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время истица зарегистрирована в квартире <адрес>, общей площадью 62,83 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что соответствующего решения межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого помещения, в котором проживает и зарегистрирована истица, при рассмотрении дела не представлено, исковые требования истицы не могут быть удовлетворены. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Елисеевой Н.А. к Мэрии г. Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в список нуждающихся, предоставлении социальной выплаты, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья : С.Н. Чебукина