о включении в стаж периода военной службы по призыву



Дело №2-1256/11

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 г.                                                                          г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Председательствующего судьи Чебукиной С.Н.,

при секретаре Л.А. Присадковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветкова В.Э, к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Ульяновской области о включении в стаж периода военной службы по призыву в льготном исчислении,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Цветков В.Э. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, а именно просил обязать ответчика включить в стаж его государственной службы период службы по призыву в льготном исчислении с 22.05.1984 года по 18.06.1986 года из расчета один день военной службы за два дня работы на государственной службе.

Исковые требования мотивированы тем, что в силу ст. 10 ч. 3 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ», система государственной службы включает в себя правоохранительную службу. В силу ст. 7 указанного закона правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах, учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Из военного билета истца следует, что он проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УФСКН РФ по Ульяновской области с просьбой произвести ему перерасчет и оформление пенсии из расчета один день военной службы за два дня работы на государственной службе. 12.01.2011 года истцу был дан ответ об отказе в удовлетворении заявления истца.           

В судебном заседании истец и его представитель по ордеру - адвокат Выборнова Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивали, дополнив, что истец просит в дополнение к заявленным требованиям взыскать с ответчика УФСКН РФ по Ульяновской области в свою пользу расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 руб. Истец дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив их тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в в/части в <адрес>, после чего был принят на службу в органы внутренних дел, работал в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии. Однако, период службы по призыву был включен в его стаж в календарном исчислении, хотя в соответствии с Федеральным Законом РФ «О статусе военнослужащих», должен быть включен в льготном исчислении. Указанный вопрос ему необходимо решить для перерасчета пенсии и единовременного пособия. Дополнил, что после увольнения из УФСКН РФ по Ульяновской области он работает <данные изъяты> в декабре 2010 года он узнал о нарушении своего права, после чего решил обратиться в суд.

Представитель ответчика Камчарова Е.В. в судебном заседании не признала исковые требования в полном объеме, указав, что требования истца не основаны на законе, кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением данного спора, установленный ст. 392 ТК РФ. Просит применить последствия пропуска истцом указанного срока. Пояснила, что Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» определяются правовая основа и порядок прохождения гражданами РФ правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотиков. В соответствии с указанным нормативным актом, а также учитывая Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941, для должностных лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотиков, проходивших службу по призыву и не подпадающих под категории лиц, указанные в п. 5 Постановления, исчисление выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий производится из расчета один день военной службы за один день работы (службы). Дополнила, что в приказе -лс об увольнении истца имеется описка в дате его вынесения, так, в нем ошибочно указано, что он от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как указанный приказ об увольнении истца вынесен ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав стороны,     исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доказательствам, которые представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Обязанность по представлению доказательств лежит на сторонах.

Согласно материалам гражданского дела, в период по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах внутренних дел. Согласно Приказу -лс от ДД.ММ.ГГГГ УФСКН РФ по Ульяновской области истец Цветков В.Э. был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии ДД.ММ.ГГГГ На момент увольнения истца, на ДД.ММ.ГГГГ его календарная выслуга составила 24 года 02 месяца 21 день; льготная: 01 год 01 месяц 22 дня. В выслугу лет истцу Ц.В.Э. засчитан период службы по призыву ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, то есть один к одному.

        

           Ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока обращения в суд за разрешением данного спора.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Однако, учитывая то, что истец обратился с иском о включении в стаж периода службы по призыву в льготном исчислении, решение указанного вопроса необходимо ему для перерасчета пенсии и единовременного пособия, суд считает, что в данном случае истец срок обращения за разрешением спора не пропустил, в связи с чем исковые требования Цветкова В.Э. подлежат разрешению по существу.      

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст. 8 названного Федерального Закона, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В силу п. «а» ст. 1 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-1, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на в том числе лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.

            

          В системе органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ пенсия назначается и выплачивается по нормам специального законодательства, отличающегося от законодательства, регулирующего назначение территориальными органами пенсионного фонда РФ трудовых пенсий гражданам, осуществляющим в отличие от служебной трудовую деятельность.

         

        Так, Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которым определена правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п. 86 указанного Положения Порядок исчисления выслуги лет в органах наркоконтроля для выплаты процентной надбавки и для назначения пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

    

Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их семьям», распространяет на лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания полиции, и их семьи действие Постановление Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

В соответствии с п. 2 указанного Постановления, лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, для назначения пенсии в соответствии с п. «б» ч. 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в общую продолжительность службы, которая должна составлять не менее 12 лет и 6 месяцев военная служба включается в календарном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии предусмотрен постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941. Пунктом 5 данного постановления предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

    

           Иного порядка исчисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии увольняемым на пенсию сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по нормам вышеуказанного закона не предусмотрено. Для должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходивших службу по призыву и не подпадающих под указанные категории, исчисление выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий производится из расчета один день военной службы за один день работы (службы).

            

            Ссылки истца и его представителя на положения Закона РФ «О статусе военнослужащих» не состоятельны, поскольку пенсионное обеспечение работников органов по контролю за оборотом наркотиков, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальными нормативными актами - Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12.02.1993 г. и Постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии. .». При этом Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении выслугу лет работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств на льготных условиях периода военной службы по призыву. Названный закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается истец и его представитель, вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков не регламентирует.

           Истец ссылается на положения ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако, ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ определены такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной гражданской службы», «федеральные государственные гражданские служащие», «военнослужащие». Соответственно в сфере государственного пенсионного обеспечения в РФ определено понятие только стажа государственной гражданской службы, который применяется только лишь для назначения пенсии федеральным гражданским служащим и не распространяется на лиц, проходивших службу в органах наркоконтроля, поскольку названной категории лиц пенсия назначается в порядке, предусмотренном законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств.. от 12.02.1993 г. № 4468-1.

            На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что при исчислении выслуги лет период нахождения истца на военной службе по призыву зачтен в выслугу лет в календарном исчислении в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

           Поскольку исковые требования Цветкова В.Э. суд оставляет без удовлетворения, заявление истца о взыскании расходов по оплате услуг представителя не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя присуждаются стороне, в пользу которой состоялось судебное решение.

      

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199       ГПК РФ, суд,                  

РЕШИЛ :

           Исковые требования Цветкова В.Э. к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Ульяновской области о включении в стаж периода военной службы по призыву в льготном исчислении, - оставить без удовлетворения.

         Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья :                                                                   С.Н. Чебукина