об установлении причины инвалидности



Дело № 2-1706/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2011 г.                   г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кириченко В.В.,

при секретаре Абдулхаковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева Н.Н. к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» об установлении причины инвалидности «военная травма»,     

УСТАНОВИЛ:

Макеев Н.Н. обратился в суд с иском к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» об установлении причины инвалидности «<данные изъяты>».

В обоснование требований заявлено следующее. Макеев Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был призван на военную службу (по призыву) ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Карсунского района Ульяновской области в 251 Запасной стрелковый полк (в/ч -л), место дислокации - <адрес>, <адрес> В/ч принадлежало управлению 50 Запасной стрелковой дивизии, в состав которой входили Во время пребывания в составе 251 Запасного стрелкового полка (в/ч -л) истец заболел воспалением легких. С ДД.ММ.ГГГГ находился на излечении по поводу правостороннего сухого плеврита в лазарете п/п -л», ЭГ п/п а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЭГ 3519. Был болен около 1 месяца, лечился при санчасти без улучшения, был отправлен в увольнение в отпуск на 30 дней. Со временем болезнь прогрессировала (свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ). В свидетельстве о болезни от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы. ДД.ММ.ГГГГ истец прошёл освидетельствование в связи с необходимостью подтверждения группы и основания установления инвалидности. В выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серия МСЭ-2007 , указана причина инвалидности «Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы». ДД.ММ.ГГГГ истцу была выдана новая справка об инвалидности серии МСЭ-2001 , в которой формулировка была изменена, и как причина инвалидности указано: «заболевание получено в период прохождения военной службы». Истец не согласен с такой формулировкой, считает, что в качестве причины заболевания в его случае должна быть указана «военная травма». В соответствии с пунктом 7 Постановления Министерства труда и социальною развития РФ от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы. Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны РФ, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. При отсутствии военно-медицинских документов или при их ненадлежащем оформлении причина инвалидности с формулировкой "военная травма" устанавливается участникам Великой Отечественной войны - фронтовикам в случаях, указанных в Постановлении Министерства труда и социальною развития РФ от 15 апреля 2003 г. № 17. На основании изложенного истец просит уточнить формулировку причины его инвалидности, и в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», указать в документах, подтверждающих инвалидность, причину инвалидности истца «военная травма». Уточнение причин инвалидности имеет значение для признания за истцом права на одновременное получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности.

В судебном заседании истец Макеев Н.Н. иск поддержал полностью по доводам, изложенным в исковым заявлении, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» - Саркисов Ю.Л. в судебном заседании иск не признал. По существу дела пояснил следующее. Макеев Н.Н. был освидетельствован 28.05.2009 г. в филиале-бюро № 5 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», была установлена причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы». Затем истец был освидетельствован по контролю в первом экспертном составе Главного бюро МСЭ по Ульяновской области 07.09.2009 - 21.09.2009 в связи с запросом Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области по вопросу правомерности установления причины инвалидности. После личного осмотра и изучения медико-экспертных документов было вынесено решение об изменении причины инвалидности на «заболевание получено в период прохождения военной службы». Причина инвалидности была изменена в соответствии с заключением -й ВВК от ДД.ММ.ГГГГ : «оснований для вынесения заключения о причинной связи заболевания в формулировке «военная травма» (так теперь называется старая формулировка «...получено при исполнении обязанностей военной службы») у 22-й военно-врачебной комиссии нет». По обращению истца в Засвияжский районный суд г. Ульяновска с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска о признании права на назначение второй пенсии как участнику Великой Отечественной войны 23.03.2010 вынесено решение, которым постановлено в удовлетворении иска Макеева Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании права на назначение пенсии как участнику Великой Отечественной войны отказать. При таких обстоятельствах ответчик полагает, что причина инвалидности «заболевание получено в период прохождения военной службы» установлена правомерно на основании действующих нормативно-правовых       документов, а изменить причину инвалидности не представляется возможным.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Ульяновской области - Ш.. в судебное заседание не явилась, была извещена, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление просила разрешить его на усмотрение суда. Также указала, что с соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г № 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах. На основании пункта 41 указанного Постановления военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; общее заболевание. В заключении формулировка «военная травма» ставится в следующих случаях: если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы; если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ…; если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 -1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г по 31 декабря 1951 г (при наличии удостоверения участника войны)…; либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало заболевания или обострение заболевания к периоду участия о свидетельствуемого в указанных событиях, а также при иных обстоятельствах. В соответствии с пунктом 7 Постановления Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г № 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы. Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме № 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. Макеев Н.Н. был призван на военную службу (по призыву) 27 декабря 1944 года военным комиссариатом Карсунского района Ульяновской области. Наименование воинской части в период прохождения службы: 251 Запасной стрелковый полк (в/ч -л), место дислокации - г. <адрес>. В отделе военного комиссариата Ульяновской области (по Железнодорожному, Засвияжскому и Ленинскому районам г. Ульяновска) существуют лишь следующие документы: справка из Центральною архива Министерства обороны Российской Федерации от 6 апреля 1994 года, согласно которой «Существовал 251 Запасной стрелковый полк 50 запасной стрелковой дивизии. В алфавитных книгах учета рядового и сержантского состава 251 Запасного стрелкового полка за 1945 год Макеев Н.Н. не значится. Условное наименование в/ч 25813-л принадлежало Управлению 50 Запасной стрелковой дивизии, в состав которой входили . Сведения об участии 251 ЗСП в ликвидации националистическою подполья на территории Прибалтики в документах 251 ЗСП не отражены. 251 ЗСП в состав действующий армии в запрашиваемый период не входил»; справка из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 07 августа 2006 года, согласно которой «В алфавитной книге учета рядового и сержантского состава 251 запасного стрелкового полка за 1944-45 гг. значится «Макеев Н.Н. (отчество так в документе), убыл 4 мая 1945 г. в госпиталь <адрес>. Других сведений нет. Основание: опись 377979, с д. 1, л. 159. 251 ЗСП в период прохождения службы Макеева Н.Н. в операциях по ликвидации банд нац. формирований участия не принимал». Из указанных документов следует, что истец участия в боевых операциях, операциях по ликвидации националистического подполья в Прибалтике не принимал. Среди пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации истец не значится, пенсия ему от Министерства обороны Российской Федерации не назначалась и не выплачивалась, поэтому личное дело не заводилось, учетная карточка истца уничтожена за давностью. Какими-либо дополнительными сведениями военный комиссариат не обладает.

Представитель третьего лица - отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ульяновской области Гимадетдинова Р.Ф. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленном суду письменном отзыве указала следующее. Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ право на установление двух пенсий (трудовой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности) имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы. Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидностью вследствие «военной травмы» считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Макеев Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении государственной пенсии по инвалидности в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», представив справку МСЭ о признании его инвалидом второй степени с причиной инвалидности: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы». Управлением с 28.05.2009 г. Макееву Н.Н. была назначена вторая государственная пенсия по инвалидности в размере 4 875 руб., которая выплачивалась по 30.09.2009 г. При повторном освидетельствовании истца в главном бюро МСЭ по Ульяновской области 21 сентября 2009 г. изменена причина инвалидности на «заболевание получено в период прохождения военной службы». В связи с чем с 01.10.2009 г. выплата второй пенсии Макееву Н.Н. была прекращена. В 2010 г. Макеев Н.Н. обратился в Засвияжский районный суд г. Ульяновска с иском к УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска о признании права на назначение второй пенсии как участнику Великой Отечественной войны. Решением от 23.03.2010 г. судом в удовлетворении исковых требований было отказано. При рассмотрении вышеуказанного дела суд, в том числе, исследовал обстоятельства переосвидетельствования истца в МСЭ и признания Макеева Н.Н. инвалидом второй группы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Суд установил, что «...из имеющихся в деле архивных справок из Центрального архива Министерства обороны РФ следует, что истец участия в боевых действиях не принимал, в составе действующей армии не находился, участия в операциях по ликвидации банд националистических формирований в период военной службы не принимал. Согласно справке 22-й военно-врачебной комиссии от 17.04.2001 г. оснований для заключения о причинной связи заболевания в формулировке «военная травма» у военно-врачебной комиссии нет». Согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска вступило в законную силу, в нем уже отражен факт отсутствия оснований для установления в качестве причины инвалидности - военной травмы у истца. В связи с изложенным исковые требования Макеева Н.Н. удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области Мажов В.О. в судебное заседание, будучи извещен, не явился, представил суду письменные возражения на исковое заявление, в которых на основании доводов, аналогичных изложенным в отзыве отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ульяновской области, просил оставить исковые требования без удовлетворения.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы рассматриваемого дела, а также материалы гражданского дела Засвияжского районного суда г. Ульяновска , суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Макеев Н.Н. 28 мая 2009 года обратился в УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении государственной пенсии по инвалидности в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», представив справку МСЭ о признании его инвалидом второй степени с причиной инвалидности: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы». С 28.05.2009 г. Макееву Н.Н. была назначена вторая государственная пенсия по инвалидности в размере 4 875 руб., которая выплачивалась по 30.09.2009 г. При повторном освидетельствовании истца в главном бюро МСЭ по Ульяновской области 21 сентября 2009 г. причина инвалидности была изменена на «заболевание получено в период прохождения военной службы». В связи с чем с 01.10.2009 г. выплата второй пенсии Макееву Н.Н. была прекращена. 09.02.2010 г. Макеев Н.Н. обратился в Засвияжский районный суд г. Ульяновска с иском к УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска о признании права на назначение второй пенсии как участнику Великой Отечественной войны. Решением от 23.03.2010 г. судом в удовлетворении исковых требований было отказано. Решение уступило в законную силу.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23.03.2010 года установлено, что истец не относится к категории участников Великой Отечественной войны, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, так как он относится к категории участников Великой Отечественной войны, проходивших службу в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.

В настоящее время истцом оспаривается формулировка причины инвалидности «заболевание получено в период прохождения военной службы», установленная ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» по результатам переосвидетельствования 07.09.2009 - 21.09.2009.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в том числе, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (ст. 8 Федерального закона)

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены «Правила признания лица инвалидом».

При этом пунктом 3 указанного Постановления Правительства РФ за Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации закреплены полномочия давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных данным Постановлением.

Однако в настоящее время в данной сфере правоотношений действуют разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утв. Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17.

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, разъяснено, что определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы и др.

Согласно п. 7 Разъяснений, причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

К бывшим военнослужащим, в отношении которых федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причины, относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

Если формулировка причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в свидетельстве о болезни, справке ВВК отсутствует или указана не в соответствии с формулировками причин инвалидности, указанными в пункте 2 настоящего разъяснения, а также в случае несогласия с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы могут обратиться в соответствующую штатную ВВК (ВВК военного округа, ВВК вида Вооруженных Сил Российской Федерации, центральную ВВК Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба) для пересмотра или уточнения причины увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания. В дальнейшем федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы при определении причины инвалидности должны руководствоваться заключением штатной ВВК военного округа или соответствующего силового ведомства о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

По делу установлено, что Макеев Н.Н. был освидетельствован 28.05.2009 г. в филиале-бюро № 5 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», была установлена причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы». Затем истец был освидетельствован по контролю в первом экспертном составе Главного бюро МСЭ по Ульяновской области 07.09.2009 - 21.09.2009 в связи с запросом Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области по вопросу правомерности установления причины инвалидности. После личного осмотра и изучения медико-экспертных документов было вынесено решение об изменении причины инвалидности на «заболевание получено в период прохождения военной службы». Причина инвалидности была изменена в соответствии с заключением 22-й Военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что вопрос о причинной связи заболевания истца был решен в 1994 году (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Было установлено, что во время службы в армии части, в которых он проходил службу, в состав действующей армии не входили, то есть Макеев Н.Н. не участвовал в боевых действиях. Поэтому было вынесено заключение о причинной связи в формулировке «заболевание получено в период прохождения военной службы». Оснований для вынесения заключения о причинной связи заболевания в формулировке «военная травма» (так теперь называется старая формулировка «...получено при исполнении обязанностей военной службы») у 22-й военно-врачебной комиссии нет.

При этом из постановления 22-й военно-врачебной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что постановление ВВК СФ от ДД.ММ.ГГГГ о причинной связи заболевания в формулировке «Заболевание связано с пребыванием на фронте» - отменено.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела освидетельствования Макеева Н.Н. в МСЭ, а также другими представленными суду документами в их совокупности, оснований не доверять которым у суда не имеется.

Суд приходит к выводу, что при определении причины инвалидности Макеева Н.Н. и указании ее в соответствующих документах, подтверждающих инвалидность Макеева Н.Н., ответчик действовал в соответствии с действующим законодательством и правильно руководствовался разъяснениями "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утв. Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17.

Доводы иска об обратном основаны на неправильном толковании указанных правовых норм.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам истца, каких-либо законных оснований для обязания федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» изменить формулировку причины инвалидности и указать в документах, подтверждающих инвалидность истца, ее причину в формулировке «военная травма» - не имеется.

Следовательно, в рамках заявленных исковых требований федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» прав и законных интересов истца не нарушало, в связи с чем в иске к указанному ответчику следует полностью отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Макеева Н.Н. к федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» об установлении причины инвалидности «<данные изъяты>» - полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья                                               В.В. Кириченко