признание нуждающимся в улучшении жилищных условий



                                                                                                   Дело № 2-1165/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2011 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Айметовой Л.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова Краснова Л.Ф. к мэрии города Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Краснов В.П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Он является ветераном Великой Отечественной войны, членом его семьи является жена Краснова Л.Ф.. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет право на улучшение жилищных условий. Однако мэрия г. Ульяновска отказала в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Считает данный отказ незаконным. В ответе мэрия г. Ульяновска указывает, что учетной нормой площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м общей площади на одного человека. В то время как в решении Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 указано об учетной норме площади жилого помещения в размере 12 кв.м, и нет слов об общей площади. Согласно Указу Президента обеспечение жильем лиц, указанных в п. Указа, предусматривается исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м. Доводы мэрии г. Ульяновска о том, что я подарил сыновьям свой частный дом общей площадью 79,03 кв.м, не соответствуют действительности. Согласно правоустанавливающим документам общая площадь дома 40,81 кв.м. На момент сделки правом проживать в указанном доме пользовались четыре человека - он, жена, старший сын и внук, то есть он имел в своем распоряжении площадь меньшую положенной. Просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Краснов В.П. на своем иске настаивал, поддержав доводы искового заявления. Дополнил, что зимой в доме жить невозможно, так как там нет горячей воды, туалета, в доме холодно. Поэтому временно перешли жить в квартиру по <адрес>, там имеется горячая вода. Дом подарил сыновьям пока живой с тем, чтобы его сыновья не ругались потом, после его смерти, из-за дома. Дом не признан аварийным, непригодным для проживания. С октября 2010 года проживает с женой по <адрес>, приходит каждый день в дом, так как у него там куры. В доме постоянно никто не живет. Старший сын живет в двух местах, младший сын проживает в Засвияжском районе со своей семьей.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец обратился первый раз в 2005 году по поводу предоставления жилья, ему отказали. В 2009 году он вновь обратился с заявлением, было отказано в связи с тем, что общая площадь дома по <адрес> составляла около 50 кв.м, он был обеспечен жилой площадью. Комиссия выезжала по месту его жительства, но дома никого не оказалось. Соседи сказали, что в доме живут истец с женой. 22.10.2009г. истец подарил дом своим сыновьям, но был зарегистрирован и продолжал проживать в этом доме с женой. Он вновь обратился с заявлением об обеспечении жильем. 18.02.2010г. на заседании жилищной комиссии ему было отказано в связи с тем, что он был обеспечен учетной нормой жилого помещения, кроме того, намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив дом сыновьям. Просматривается, что дом он подарил после того, как ему было отказано в постановке на учет на получение жилья. В апреле 2010 года истец вновь обратился с заявлением, ему был дан ответ, что он не нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживает в этом доме. В апреле 2010 года специалисты вновь выезжали по <адрес>. Дом находится в хорошем состоянии, имеете 4 комнаты, сделан ремонт по дому. В доме имеется холодная вода, горячей воды нет. Сыновья с ним не живут, дома был один истец, его жена находилась в больнице на момент выезда комиссии. В сентябре 2010 года истец вновь обратился с заявлением о предоставлении жилья. На этот момент в доме были зарегистрированы его сын и внук. Ему было вновь отказано. 07.10.2010г. истец и его жена зарегистрировались в коммунальной квартире по <адрес> истец снова обратился с заявлением. Вновь выезжали по месту его регистрации - по <адрес>. В указанном жилом помещении никого не было, со слов соседей в комнате проживает сын истца с семьей. Истца они никогда не видели. В этот же день, 27.10.2010г., проехали по адресу: <адрес>, установили, что там проживает истец, сын не живет, но навещает. Жена была дома, отказалась открывать дверь. Истца дома не было. Истцу вновь было отказано в предоставлении жилья. Все действия истца с 2005 года свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий. Дом по <адрес> не признан аварийным, непригодным. Находится в очень хорошем состоянии. Горячей воды нет, но имеется газ. Отсутствие благоустройства не является основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Третьи лица Краснов Ю.В. и Краснов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали. Пояснили, что их родители проживают по <адрес> в коммунальной квартире. В доме по <адрес> проживает Краснов В.В. с сыном Д.. Дом не признан непригодным для проживания, либо аварийным. Но проживать в нем невозможно, зимой холодно.

Выслушав истца, его адвоката, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, заслушав представителя ответчика, третьих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец Краснов Краснова Л.Ф., 1936 года рождения, является ветераном, участником Великой Отечественной войны, является инвалидом группы по общему заболеванию.

            В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст.15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Установлено, что истец Краснов В.П. ранее на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м.

С 06.10.2010г. истец Краснов В.П. вместе с супругой Краснова Л.Ф. зарегистрирован в комнате жилой площадью 17,33 кв.м в коммунальной квартире по адресу: г. Ульяновск, пр. <адрес>.

Общая площадь указанной квартиры составляет 78,77 кв.м, жилая площадь 57,28 кв.м, вспомогательная - 21,49 кв.м.

Указанная комната принадлежит на праве собственности сыну истца - Краснову В.В. (размер доли в праве общей долевой собственности составляет 30/100).

Ранее истец Краснов В.П. был зарегистрирован в индивидуальном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, <адрес>, <адрес>.

Указанный дом состоит из 4 жилых комнат, в доме имеется газ, холодная вода. Отсутствует горячая вода, ванна, туалет.

Общая площадь дома с учетом самовольно возведенных, но не зарегистрированных пристроев составляет 70,47 кв.м, в том числе самовольно переустроенной - 8,56 кв.м.

В указанном доме с 09.09.2010г. на настоящее время зарегистрированы: сын истца - Краснов В.В. со своим сыном Краснова Л.Ф., которые до этого были зарегистрированы в коммунальной квартире по <адрес>.

Ранее указанный дом принадлежал истцу Краснову В.П.

В соответствии с договором дарения от 10.07.2008г. истец Краснов В.П. подарил свой дом в равных долях сыновьям - Краснову В.В. и Краснову Ю.В.

Таким образом, в настоящее время собственниками дома являются сыновья истца - Краснов В.В. и Краснов Ю.В.

С учетом площади жилого дома, в том числе самовольно возведенного, но не сданного в эксплуатацию, до момента снятия истца с регистрационного учета по адресу: <адрес>, истец Краснов В.П. был обеспечен учетной нормой площади жилого помещения, поскольку на него приходилось более 12 кв.м. площади.

При определении размера площади учитывается вся общая площадь жилого помещения, а не только жилая площадь, что следует из текста решения Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 и норм Жилищного кодекса РФ.

Истец Краснов В.П. впервые обратился с заявлением в отдел по учету и распределению жилой площадью мэрии г.Ульяновска о признании его нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в 2005 году.

Ему было отказано в принятии на учет в связи с тем, что он был обеспечен учетной нормой площади жилого помещения.

После этого истец подарил свой дом сыновьям и вновь обратился с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истцу вновь было отказано в удовлетворении заявления, так как он продолжал проживать в доме и был обеспечен нормой жилого помещения.

В сентябре 2010 года в доме по <адрес> были зарегистрированы сын истца Краснов В.В. со своим сыном Краснова Л.Ф. Д., 2002 года рождения.

С этого времени в доме зарегистрированными значились четыре человека - истец, его жена, сын и внук.

Краснов В.П. снова обратился с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, но ему вновь было отказано.

После чего Краснов В.П. вместе с женой снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался в коммунальной квартире по <адрес>.

И вновь истец обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилья.

Ответом от 03.11.2010г. истцу вновь было отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что истец ухудшил свои жилищные условия, подарив дом сыновьям и зарегистрировавшись по <адрес>.

Суд приходит к выводу, что данный отказ истцу в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета является правильным по следующим основаниям.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на получения жилья.

После очередного отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, Краснов В.П. совершал действия по изменению своих жилищных условий: подарил сыновьям жилой дом, зарегистрировал в доме своего сына с внуком, тем самым увеличив количество зарегистрированных лиц в индивидуальном доме, затем снялся с регистрационного учета в доме по <адрес>, <адрес> и зарегистрировался в коммунальной квартире по <адрес>.

Указанные действия свидетельствуют о намеренном ухудшении своих жилищных условий со стороны истца Краснова В.П. с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Поэтому ответчиком правомерно отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Дом по <адрес> не признан аварийным, непригодным для проживания.

Требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, определены в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Так, в ст.12 указанного Положения говорится, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Согласно ст.41 Положения, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Таким образом, отсутствие в доме, где проживает истец Краснов В.П., центрального горячего водоснабжения и централизованной канализации, а как следствие, ванной комнаты и туалета в доме, не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания и принятии по данной причине на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного, исковые требования Краснова В.П. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Краснова Краснова Л.Ф. к мэрии города Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья:                                                                       Е.А. Ибрагимова