о восстановлени в очереди



Дело № 2-2618/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года                                                          г. Ульяновск

Ленинский районный суд города Ульяновска

в составе судьи Л.Н. Матвеевой,

при секретаре А.Х. Айсиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читнева Г.А. к мэрии города Ульяновска о восстановлении в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Читнев Г.А. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о восстановлении в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указал, что, Читнёв Г.А. был уволен из рядов ВС СССР в 1992г. по <данные изъяты> соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21. 03 1989 № 237-74, от 20 января 1960 года № 74, Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193, ему была предоставлена льгота (обеспечение жилой площадью в одном из населенных пунктов, избранном после увольнения со службы). В момент увольнения был обеспечен однокомнатной квартирой в <адрес> (Казахстан) и по желанию мог остаться в этой квартире либо получить жилплощадь в другом городе. Он избрал второй способ - сдал квартиру в г.Приозерск и получил справку из жилищно-эксплуатационной службы о сдаче квартиры. В 1993г. после того, как в Заволжский военкомат пришли все документы, он реализовал свое право и был поставлен в льготный список лиц, нуждающихся в улучшении жилья на основании вышеназванных законов. с 1993г. и по настоящее время жилплощадью не обеспечен. В 1993г. вышел закон РФ от 22.01.03 №4338-1 о статусе военнослужащих, согласно которому за истцом сохранен статус военнослужащего. В то же время в этом законе в ст. 15 идет речь о правах на получение жилплощади категории граждан, которые прослужили более 10 лет в ВС РФ. О правах на получение жилплощади другой категории граждан (т.е. не достигших выслуги 10 лет) в данном законе ничего не сказано. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере регулирования социальной защиты военнослужащих в настоящее время является Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Статья 3 данного закона пункт 5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Права истца никаким образом не гарантированы данными законами №76-ФЗ от 27.05.1998г. и №4338-1 от 22.01.2003 г., так как они регулируют отношения между государством и военнослужащими в соответствующих временных рамках и не имеют обратной силы, не распространяются на предшествующие их выходу события. Таким образом не могут распространятся и на истца. Мэрией г.Ульяновска (отделом по распределению жилой площади) 28.02.2011г. за № 162-11 по решению комиссии (протокол 36 от 23.12.2010г.) он был исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 ст. 15 ФЗ РФ №4338-1 от 22.01.1993г. Однако пункт 6 статьи 15 ФЗ РФ регулирует отношения между военнослужащими и органами самоуправления при прохождении службы 10 лет и более, к категории которых он не относится. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года N 13-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231 -О и от 1 декабря 2005 года N 428-О). В устной форме представителями отдела по учету и распределению жилой площади ему было разъяснено, что в настоящее время права очередников реализуются только выдачей жилищных сертификатов и ему сертификат не положен из-за выслуги лет, поэтому он должен быть исключен из очереди. Постановлением №5-П Конституционного Суда Российской Федерации п.п. 2 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Закона № 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 01 января 2005г., в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнения со службы после 01 января 2005г. ограничивается выдачей государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. При этом Конституционный Суд предписывает федеральному законодателю урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005г. и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы, однако до настоящего времени не урегулированы условия и порядок обеспечения жильем данной категории военнослужащих. Единственным правовым основанием для отказа в обеспечении гражданина, уволенного с военной службы, жильем на территории Российской Федерации может являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего представить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Просит обязать мэрию г.Ульяновска в лице отдела по учету и распределению жилой площади восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий в том статусе и очередности, в котором он находился в момент исключения.

В судебном заседании истец на иске и его доводах настаивал.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска иск не признал и пояснил, что истец был уволен из рядов ВС СССР в 1992 году по ст.<данные изъяты> календарная выслуга истца в ВС СССР составляет менее 10 лет. В соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193 военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в трёхмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учётом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет. В связи с этим, решением комиссии по учёту и распределению жилой площади мэрии города от 23.12.2010 года (протокол ) истец был исключен из списка военнослужащих запаса, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Более того, истец с 2008 года обеспечен учетной нормой жилого помещения. В связи с чем, также не может состоять в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Третьи лица, Читнева И.М., Гараталина В.В., в судебном заседании не присутствовали, были извещены о времени и месте слушания гражданского дела, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, учетного дела истца, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Читнев Г.А., был уволен ДД.ММ.ГГГГ с действительной военной службы по сокращению штатов, имеет выслугу лет в ВС 5 лет 8 месяцев в календарном исчислении.

Решением комиссии горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ Читнев Г.А. как демобилизованный офицер с семьей из 2 человек включен в очередь военнослужащих запаса за .

На заседании комиссии по учету и распределению жилой площадью при мэрии города Ульяновска от 23.12.2010 года в связи с отсутствием на момент увольнения 10 лет календарной выслуги Читнев Г.А, был исключен из очереди граждан, уволенных в запас, нуждающихся в жилье.

Оснований для возложения на мэрию города Ульяновска обязанности восстановить истца в очереди на улучшении жилищных условий суд не усматривает по следующим основаниям.

Для того, чтобы состоять в списках граждан, уволенных в запас, нуждающихся в жилье, истец не должен быть обеспечен учетной нормой жилья.

На момент постановки в очередь истец действительно не был обеспечен жилой площадью.

Однако в судебном заседании было установлено, что 24 декабря 2005 года истец вступил в брак с Горожанинной Л.М., с ДД.ММ.ГГГГ был вселен в жилое помещение общей площадью 73.12. кв.м. и жилой площадью 48.73 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> в качестве члена семьи собственника - своей супруги. После чего перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку стал обеспечен жилой площадью по учетной норме.

Более того, в период брака супругами Читневыми было приобретено и оформлено на имя Читневой Л.М. квартиры по адресам: <адрес>, общей площадью 65.8 кв.м.; <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 103.1 кв.м. Данное имущество является совместно нажитым, что подтверждается, в том числе, брачным договором, заключенным между супругами Читневыми 11 июля 2010 года.

Согласно условиям указанного выше брачного договора, квартиры являются исключительно собственностью супруги Читневой Л.М. Читнева Л.М. предоставляет Читневу Г.А. право регистрации и проживания в вышеуказанных квартирах.

ДД.ММ.ГГГГ Читнева Л.М, подарила Горожаниной В.В. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

В настоящее время истец зарегистрирован в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, <адрес>.

В соответствии со 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма жилого помещении 12 кв.м.

В соответствии с действующими на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 01.04.88 N 148 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв. м.

Учитывая вышеизложенное, Читнев Г.А. не является в настоящее время лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспечен учетной нормой жилой площади.

В связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-297 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Читнева Г.А. к мэрии города Ульяновска о восстановлении в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд города Ульяновска.

Судья:                                                    Л.Н.Матвеева