о признании незаконными действий



Дело №2-2-1406/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2011 г.                                                                                     г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой И.И.,

при секретаре Грызуновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей к ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в неправомерном включении в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг размера повторной корректировки за услугу теплоснабжения за отопительный период 2009-2010гг для граждан, проживающих в жилых домах, в которых не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета услуги теплоснабжения и оплачивающих услугу посезонно, обязании ответчика прекратить противоправные действия, обязании ответчика довести до сведения потребителей решение суда по настоящему делу через средства массовой информации, в обоснование указав следующее.

В ходе рассмотрения заявления гражданки Устиновой Л.В., проживающей по адресу: <адрес>,д.3 <адрес>, обратившейся в Управление Роспотребнадзора с жалобой от имени всех жильцов дома, а также на основании платежных документов, предоставленных гражданами Обуховой В.В., проживающей по адресу <адрес>35, Егоровой (<адрес>174), Завырылиной А.С. (<адрес>18), Дементьевой Е.Н. (2<адрес>) было установлено, что ответчик нарушил ст.157 ЖК РФ, п.п. 19,62 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв.постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Так, в связи с сокращением срока отопительного сезона в 2010г. ответчик в мае 2010г. фактически произвел корректировку платы за услугу по теплоснабжению путем пересчета платы за отопление в отопительный сезон 2009-2010гг. Однако в июне 2010г. ответчик вновь включил сумму корректировки в платежные документы в строку платы за теплоснабжение гражданам, производящим оплату услуги «посезонно».

Таким образом, действия ответчика по включению в платежные документы потребителей требования о доплате за услугу по теплоснабжению за отопительный сезон 2009-2010гг, т.е. требования о повторной корректировке размера платы в течение одного года, являются неправомерными.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 дней) ответчик фактически не оказывал гражданам, проживающим в домах по адресам: <адрес>,д.3 и <адрес>,д.4, 2-й <адрес>, <адрес>,д.77, услугу по теплоснабжению, а начисление платы за данную услугу в апреле 2010г. было произведено в полном размере. Соответственно, начисленная (уплаченная) плата за не предоставленную услугу в указанный период времени должна быть возвращена потребителям.

Ответчик до настоящего времени включает в счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг потребителям сумму, полученную в результате корректировки стоимости услуги по теплоснабжению - возвращенной стоимости за отопительный сезон 2009-2010гг. Соответственно, ответчик должен нести ответственность за нарушение жилищного законодательства.

На основании вышеизложенного, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области и обратилось в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представители истца на исковых требованиях настаивали, в обоснование привели доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования истцов не признала, пояснив следующее.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 дает определение норматива потребления коммунальных услуг. Это месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.

Постановлением Главы г. Ульяновска от 24.11.2005 г. «О нормативах на отопление жилых помещений, не имеющих приборов учета с 01.01.2006 г. в г. Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв.м. отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета в размере 0,19 Гкал в год. Данный норматив сохранял свое действие и в 2009г.

В соответствии с п.15 Правил № 307 размер оплаты за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.

На 2009г. Приказами Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области установлены тарифы на тепловую энергию и тарифа за услуги по передаче тепловой энергии в размере 867 руб./Гкал.

По смыслу ст. 157 ЖК РФ и п.15 п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг и п.п. 1 п. 1 Приложения№2 к данным Правилам размер платы за отопление в жилом помещении определяется исходя из годового норматива потребления теплоэнергии.

Законодательными органами власти Ульяновской области была предоставлена возможность гражданам оплачивать теплоснабжение как круглогодично, так и в отопительный период по их выбору.

При этом, согласно СниП 23-01-99 «Строительная климатология» продолжительность отопительного сезона в нашем регионе составляет 213 дней, то есть с 1 октября по 30 апреля, независимо от фактического начала и конца отопительного периода. Начало отопительного периода определяется при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8

Законодательством не предусмотрено изменение норматива потребления, установленного органом местного самоуправления в зависимости от фактической продолжительности отопительного сезона. Норма 0,19 Гкал установлена на 1 год и должна быть оплачена потребителем в полном объеме. Граждане, оплачивающие услугу теплоснабжения посезонно и круглогодично, но в итоге должны оплатить одинаковую сумму за потребленную теплоэнергию.

Таким образом, исковые требования истца являются необоснованными.

Кроме того, обращение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в суд с настоящим иском является необоснованным, поскольку факт обращения в интересах неопределенного круга лиц истцом не доказан. В данном деле возможно определить круг лиц, проживающих в многоквартирных домах, в которых не установлен коллективный прибор учета услуги теплоснабжения и кто производит оплату данной услуги посезонно.

Представитель третьего лица ООО «РИЦ» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне рассмотрения дела извещался.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>,д.3 и <адрес>, 2-й пер.Нариманова,д.2, <адрес>,д.77, находятся в управлении ОАО «Домоуправляющая компания <адрес>», что подтверждается соответствующими договорами на управление многоквартирным домом.

Согласно представленным истцом квитанциям по оплате коммунальных услуг, установлено, в связи с сокращением срока отопительного сезона в 2010г., ответчик в мае 2010г. жителям указанных домов, производящим оплату услуг отопления «посезонно», пересчитал плату за отопление за отопительный сезон 2009-2010г.г. Впоследствии (в июне 2010г.) ответчик вновь произвел пересчет размера платы за данную услугу, начислив плату за апрель 2010г. в полном размере.

По мнению суда, заявленные исковые требования истца подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст.ст.40,46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.46 ГПК РФ Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области наделено правом на обращение в суд с исками в защиту неопределенного круга лиц (потребителей).

Согласно п.1, п.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги, как для нанимателя жилого помещения, так и для собственника, включает в себя плату за коммунальные услуги, в которую входит оплата услуг за теплоснабжение.

Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ (в ред.до ФЗ от 27.07.2010 №237-ФЗ) определен размер платы за коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Норматив потребления в отношении отопления, согласно п.4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв.Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306, определяется органами местного самоуправления по формуле, указанной в приложении к данным Правилам: норматив потребления устанавливается в Гкал на 1 кв.м. площади жилых помещений дома в месяц путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.

Таким образом, как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела, в связи с сокращением срока отопительного сезона в 2010г., то есть уменьшением объема потребленной тепловой энергии, ответчик, пересчитав в мае 2010г. гражданам, производящим оплату услуг «посезонно», плату за отопление за отопительный сезон 2009-2010г.г., фактически произвел один раз в год корректировку ее размера.

Соответственно, последующие действия ответчика (в июне 2010г.) по включению в платежные документы требования о доплате услуг теплоснабжения за этот же отопительный сезон, т.е. фактически повторная корректировка размера платы в течение одного года, являются неправомерными.

Кроме того, в нарушение п.13 ст.155 ЖК РФ, ответчик не предоставил указанным гражданам в установленный законом срок (за 30 дней) сведения об увеличении размера оплаты за теплоснабжение за отопительный сезон 2009-2010г.г.

Таким образом, требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области о признании незаконными действия ответчика, выразившихся в неправомерном включении в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг размера повторной корректировки за услугу теплоснабжения за отопительный период 2009-2010гг для граждан, проживающих в жилых домах, в которых не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета услуги теплоснабжения и оплачивающих услугу посезонно, а также выразившиеся в неправомерном взимании платы за данную услугу в связи с повторной корректировкой, а также об обязании ответчика прекратить указанные противоправные действия являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Учитывая вышеприведенные положения Закона РФ «О защите прав потребителей», суд обязывает ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района», выразившиеся в неправомерном включении в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг повторной корректировки платы за услугу «теплоснабжение» за отопительный период 2009-2010год для граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах, в которых не установлен коллективный прибор учета услуги теплоснабжения и оплачивающих данную услугу посезонно, а также выразившиеся в неправомерном взимании платы за данную услугу в связи с повторной корректировкой и обязать прекратить указанные незаконные действия.

Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести его до сведения через средства массовой информации до граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых Открытым акционерным обществом «Домоуправляющая компания Ленинского района».

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Судья                                             И.И.Петрова