Дело № 2-3104/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 мая 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Логинова Д.А., при секретаре Милованове Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой п.ф. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Егорова П.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Иск мотивирован тем, что она, Егорова П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны и ветераном Великой Отечественной войны. С 1948 года проживает в пос. ФИО1 <адрес>. В поселке, где она проживает, отсутствует водоснабжение, газоснабжение, канализация. Отопление в ее доме печное, воду приходится брать из колодца, газ привозят в баллонах, удобства все на улице. Магазин, участковая больница находятся в 2 км от поселка. Телефон в поселке также отсутствует. Кроме того, она сильно болеет, и за ней требуется постоянный уход. В зимнее время, учитывая ее преклонный возраст - 87 лет, а также то, что она проживает одна, и имеет плохое здоровье, не дает ей возможности получить качественное обслуживание жизненно необходимых услуг. Администрация МО «<данные изъяты>» <адрес> Протоколом заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ решила поставить ее, вдову участника ВОВ, на учет в качестве нуждающейся в получении благоустроенного жилья, согласно Указа Президента РФ № от 07.05. 2008 года. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации МО «<данные изъяты>» № она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова участника ВОВ. Однако 24.03.2011 года письмом за № 3156 она была уведомлена о том, что Министерством труда и социального развития Ульяновской области ей отказано в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, в связи «с обеспеченностью жильем выше учетной нормы». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах - также газоснабжение). Как было сказано выше, в доме, где она проживает, отсутствуют все инженерные системы. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо приложить соответствующие документы: одними из которых являются: копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилыми помещениями за последние пять лет. Согласно уведомления из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.12.2010 г. и справки из областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации Новоспасский филиал от 08.12.2010 г. истица не имеет в собственности недвижимого имущества, участия в приватизации не принимала. Следовательно, выводы Министерства труда и социального развития Ульяновской области о том, что она обеспечена жильем выше учетной нормы являются незаконными и необоснованными, так как на указанное домовладение у нее нет никаких правоустанавливающих документов - ни свидетельства о праве собственности, ни ордера, ни договора социального найма, ни договора аренды жилого помещения. Пункт 12 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидом и участников Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области №138 от 02.05.2006 г. содержит исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми может быть вынесено решение об отказе в предоставлении социальной выплаты. Однако в письме от 24.03.2011 года за № 3156 не понятно, по какому из трех оснований произведен отказ в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. В связи с преклонным возрастом и отсутствием денежных средств она не может самостоятельно улучшить свои жилищно-бытовые условия. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Свое право на государственную поддержку, а именно получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдова участника ВОВ истица не реализовывала. Действия Министерства труда и социального развития Ульяновской области считает незаконными и необоснованными, нарушающими ее права и законные интересы. В судебное заседание истица не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. Ее представители Насырова Р.Ф., Лешина О.А. в судебном заседании просили удовлетворить заявленные исковые требования, поддержали доводы искового заявления, дополнительно пояснили, что в настоящее время у истицы ухудшилось зрения, она практически не видит правым глазом. Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что в соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семьи погибших и умерших ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны предоставляется такая мера государственной социальной поддержки, как обеспечение их жильём за счет средств федерального бюджета. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной ваяны, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствия с законом «О ветеранах». Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильём только тех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших и умерших ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Статья 51 Жилищного кодекса РФ содержит перечень оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем втеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент (в настоящий момент Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Орган местного самоуправления осуществляет приём документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за ответным, направляет их в Департамент (в настоящий момент Министерство труда и социального развития Ульяновской области). В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 года №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», Министерство труда и социального развития Ульяновской области имеет право проверять правомерность постановки на учет, а также принимать решение о выдаче жилищного сертификата. Согласно представленным документам, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, пос. ФИО1 <адрес> <адрес>, на обшей площади 36 кв.м., что выше учетной нормы площади жилого помещения. На данной площади зарегистрирован 1 человек. Основным квартиросъёмщиком является Егорова П.Ф. После поступления личного заявления Егоровой П.Ф. её учетное дело было рассмотрено на заседании рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Было принято решение об отказе в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с обеспеченностью жильем выше учетной нормы. Заявитель надлежащим образом уведомлен. Таким, образом, заявленные требования не законны и не обоснованны, удовлетворению не подлежат. Представитель Администрации МО «<данные изъяты>» <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, полагал заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Заслушав пояснения представителей истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Егорова п.ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны и ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации МО «<данные изъяты>» № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ст. 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ полномочия по предоставлению указанной меры социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом форма предоставления соответствующей меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 23.2 вышеуказанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предписано завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений». Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Социальная выплата на приобретение жилья предоставляется признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 года за № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Решением рабочей группы Министерства труда и социального развития Ульяновской области от 10.03.2011 года истице отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. При этом, отказ мотивирован тем, что истица обеспечена учетной нормой жилья. Суд не может согласиться с позицией ответчика, по следующим основаниям. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключении случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года. Егорова П.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована в доме общей площадью 36 кв.м в пос. ФИО1 Октябрь, <адрес>. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО «Фабричновыселковское сельское поселение» указанный дом принадлежал супругу истицы - ФИО3. Право собственности в установленном законом порядке на указанный жилой дом не зарегистрировано. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.12.2010 г. и справки из областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации Новоспасский филиал от 08.12.2010 г. истица не имеет в собственности недвижимого имущества, участия в приватизации не принимала. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно п.12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Установлено, что поселок ФИО1 <данные изъяты> и является малым населенным пунктом. Всего на ДД.ММ.ГГГГ число постоянно зарегистрированных жителей составляет семь человек. На <адрес>, где проживает Егорова П.Ф. расположены всего 8 домов, из которых постоянно проживают в двух домах, в трех домах живут дачники, три дома пустуют. Выше указанный населенный пункт считается неперспективным, «вымирающим», так как отсутствует центральное газоснабжение водоснабжение, водоотведение, медицинский пункт, магазин. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Ближайший медицинский пункт - это <данные изъяты> участковая больница, находящаяся на расстоянии 2,5 км от <адрес>. Ближайший магазин находится в <адрес> в пешей доступности (по деревянным мосткам через <адрес>) приблизительно в километре от поселка ФИО1 <адрес> Транспортное сообщение между поселком ФИО1 <адрес> районом отсутствует. Жители п. ФИО1 <адрес> пользуются маршрутом Новоспасское -<адрес> с остановкой в <адрес> приблизительно в километре от п. ФИО1 Октябрь пешим ходом (по мосткам через <адрес>). В соответствии с п.12 «Порядком предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. N 138 решение об отказе в предоставлении социальной выплаты принимается в случаях: а) представления получателем недостоверных сведений (проверка сведений осуществляется уполномоченным органом); б) представления получателем неполного пакета документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка (получатель имеет право повторно обратиться за получением социальной выплаты, представив полный пакет документов); в) неправомерного признания получателя нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Указанных обстоятельств в отношении Егоровой П.Ф. не установлено. С учетом того, что истица признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, принимая во внимание ее возраст, состояние здоровья, условия проживания в населенном пункте, суд полагает, что отказ в получении социальной выплаты на приобретение жилья законным признан быть не может. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые Егоровой п.ф. удовлетворить. Признать незаконным решение рабочей группы Министерства труда и социального развития Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Егоровой п.ф. социальной выплаты на приобретение жилья. Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области предоставить Егоровой п.ф. социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений». Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья Д.А.Логинов