Дело № 2-3607/11 РЕШЕНИЕ 27 мая 2011 г. Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: Судьи Ибрагимовой Е.А., При секретаре Айметовой Л.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецовой Н.Н. о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, У С Т А Н О В И Л : Кузнецова Н.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим. 30 июля 2010 года она обратилась в мэрию города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в городе Ульяновске, д. <адрес> для индивидуального жилищного строительства. На данное заявление 04.08.2010 года Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска сообщил, что необходимо прибыть в КАиГ для разъяснения процедуры предоставления земельных участков. Посещение КАиГ никакой ясности в процесс не внесло, никаких решений принято не было, ответа не последовало. 30 августа 2010 года она вновь обратилась в мэрию города Ульяновска с заявлением о выделении указанного земельного участка, приложив копию уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии сведений об испрашиваемом участке в ГКН. 22.09.2010г. КАиГ подготовил ответ о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок в связи с тем, что он расположен за границей д. <адрес> и входит в состав единого землепользования с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения и является областной собственностью. Однако фактически данная территория поделена на земельные участки, предоставляемые гражданам под индивидуальное жилищное строительство, вследствие чего им присвоены строительные адреса - <адрес>. Считает отказ в предоставлении участка незаконным по следующим основаниям. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется нормами ст. 30 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с п. 3 ст. 30.1 предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления, принимает решение о реализации участка с торгов, либо производит публикацию сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением о его предоставлении. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Заявление было подано 30.07.2010г., но в течение 2 недельного срока, предусмотренного земельным кодексом для принятия решения о предоставлении участка, решение мэрией принято не было. После повторного обращения от 30.08.2010г. был получен ответ, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, при этом участкам присвоены адреса. Таким образом, ответчиками нарушены положения ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, регламентирующие процедуру предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, не осуществлена в двухнедельный срок публикация в СМИ. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Просит признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска и КАиГ мэрии г. Ульяновска, выраженное в неосуществлении действий по публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, обязать мэрию города Ульяновска и КАиГ мэрии г. Ульяновска осуществить в отношении испрашиваемого участка действия, предусмотренные ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. В судебное заседание заявитель Кузнецова Н.Н. не явилась, извещалась. Представитель заявителя Кузнецовой Н.Н. - Назанская М.В. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. На доводах заявления настаивала. Представитель заинтересованных лиц мэрии города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Трифонова О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на заявление указывает, что Кузнецова обратилась с заявлением 30.07.2010г. о предоставлении земельного участка. В связи с тем, что в заявлении не был определен вид права, на основании которого испрашивается земельный участок, заявитель был приглашен на прием для разъяснения процедуры предоставления земельного участка. 30.08.2010г. поступило заявление Кузнецовой о повторном рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка. На данное заявление был дан ответ, что земельный участок расположен за границей поселения д. <адрес> и находится в областной собственности на землях сельскохозяйственного назначения. Данный ответ обусловлен наличием письма Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 27.01.2009г. № 0512/299, что земельные участки в д. <адрес> являются государственной собственностью Ульяновской области и входят в состав земель сельскохозяйственного назначения. Основания для отказа в предоставлении земельного участка изложены в письме КАиГ мэрии г. Ульяновска от 22.09.2010г. № 01-12/2181, который заявителем не оспаривается. В соответствии с нормами ГПК РФ установлен трехмесячный срок для подачи заявления о признании бездействия незаконным. Учитывая дату поступления заявления Кузнецовой Н.А. в мэрию г. Ульяновска 30.08.2010г., срок для подачи заявления о признании бездействия незаконным истек в ноябре 2010г. Просит в заявленных требованиях отказать в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Кузнецовой ФИО8 о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья: Е.А. Ибрагимова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИсследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд установил, что 30.07.2010г. Кузнецова Н.Н. обратилась в мэрию города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное строительство по адресу: г. Ульяновск, д. <адрес>, <адрес>. В данном заявлении не было указано, на каком праве просит предоставить заявитель земельный участок.
На данное заявление Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска был дан ответ, в котором предложено для разъяснения процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства обратиться на прием в КАиГ мэрии г. Ульяновска.
30.08.2010г. Кузнецова Н.Н. вновь обратилась в мэрию города Ульяновска с заявлением о повторном рассмотрении ее заявления о предоставлении указанного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
На второе заявление Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска дал ответ от 22.09.2010г. о том, что земельный участок по пер. <адрес> расположен за границей населенного пункта д. <адрес>. Земли, прилегающие восточнее к д. <адрес> являются областной собственностью, зарегистрированной в УФРС по Ульяновской области и входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 73:19:0:65 (категория земель - сельскохозяйственное назначение). Поэтому предоставление указанного земельного участка не предоставляется возможным.
Из ответа Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области следует, что земельные участки в деревне <адрес> являются государственной собственностью Ульяновской области и входят в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, обращение Кузнецовой Н.Н. в мэрию г. Ульяновска касалось земельного участка, являющего государственной собственностью Ульяновской области, тогда как мэрия города Ульяновска рассматривает заявления только в отношении земельных участков, являющихся муниципальной собственностью.
Суд установил, что первое заявление Кузнецовой Н.Н. было рассмотрено и ей дан ответ 04.08.2010 г., на повторное заявление от 30.08.2010г. был дан ответ от 22.09.2010г.
Следовательно, трехмесячный срок для обращения в суд заявитель Кузнецова Н.Н. пропустила, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока не представила.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Кузнецовой Н.Н., поскольку действия мэрии города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска являются законными.