Дело № 2-3197/11 РЕШЕНИЕ 30 мая 2011 г. Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: Судьи Ибрагимовой Е.А., При секретаре Айметовой Л.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тягунова Н.С. к Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Теренгульского рай она Ульяновской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обеспечении жилым помещением, У С Т А Н О В И Л : Тягунов Н.С. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Он является ветераном Великой Отечественной войны, инвалид <данные изъяты> группы, неоднократно обращался в администрацию Теренгульского района с вопросом о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, но ему отказывали в связи с тем, что он является обеспеченным жилой площадью по норме общей площади на человека. Это не соответствует действительности, поскольку он не имеет жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения, пользуется жилым помещением на условиях поднайма, что не исключает условий определенных в ст.51 ЖК РФ. Кроме того, на него распространяются требования Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Правительство Ульяновской области отказало в принятии мер о признании его нуждающимся в жилом помещении, в предоставлении сертификата на строительство или на приобретение жилого помещения, чем нарушило его жилищные права. У него отсутствует недвижимое имущество, он не является собственником либо нанимателем дома № №, расположенного в с. <адрес> Теренгульского района Ульяновской области. Просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истец Тягунов Н.С. в судебном заседании не участвовал, извещался. Представитель истца Тягунова Н.С. - Тягунов С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что истец до 1994 года проживал в Казахстане. Затем проживал в Теренгульском районе у дочери, с 2004 года проживает в <адрес> сына Тягунова С.Н. Данный дом принадлежит на праве общей долевой собственности Тягунову С.Н., Тягуновой Т.В., Тягунову А.С., Тягуновой В.С. (в настоящее время Лаврова) в размере 1/4 доли у каждого. Проживают и зарегистрированы в доме истец Тягунов Н.С., Тягунов С.Н. и Тягунова Т.В. В доме имеется газовое отопление, водопровод, электричество, выгребная яма. Решения о признании дома непригодны для проживания не имеется. Собственники дома намерены продать его, истцу больше проживать негде. Иного жилья он не имеет. Представитель ответчика Правительства Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался. Представил суду отзыв, в котором указывает, что Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Орган местного самоуправления муниципального образования осуществляет ежегодную сверку документов по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующим за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Министерство выносит списки на рассмотрение рабочей группы. Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Главным распорядителем денежных средств в Ульяновской области является Министерство труда и социального развития Ульяновской области. В областном бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусматривается. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании также не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство. В представленных органом местного самоуправления списках Тягунов Н.С. не значится. Министерство труда и социального развития Ульяновской области не вправе выдать жилищных сертификат. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика администрация муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Теренгульского района в судебном заседании не участвовал. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Исковые требования не признает. Указывает, что постановлением администрации МО «Ясашноташлинское сельское поселение» № 42 от 20.05.2010г. Тягунову Н.С. отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий в связи с тем, что дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Дом общей площадью 157,96 кв.м, пригоден для проживания, площадь жилого дома составляет более учетной нормы площади на одного члена семьи. Тягунов Н.С. является отцом собственника жилого помещения, имеет бессрочное право пользования им. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица администрация муниципального образования «Теренгульский район» Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался. В отзыве на иск указывает, что Тягунов Н.С., участник ВОВ, инвалид № группы, обращался в администрацию муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» 20.04.2010г. с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий. 20.05.2010г. Межведомственная комиссия МО «Ясашноташлинское сельское поселение» провела осмотр жилого дома Тягунова С.Н. и его семьи, на основании которого было дано заключение о том, что дом пригоден для проживания. Поэтому было отказано в постановке в очередь на улучшение жилищных условий. Истец является членом семьи собственников, не подпадает под категорию граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В администрацию Муниципального образования «Теренгульский район» истец не обращался. Третьи лица Тягунов С.Н., Тягунова Т.В., Тягунов А.С., Тягунова В.С. (Лаврова) в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, поддержав доводы искового заявления. Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что истец Тягунов Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном, участником Великой Отечественной войны, является инвалидом № группы в результате ранения на фронте. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. 07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714. Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст.15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Установлено, что истец Тягунов Н.С. ранее на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м. С 01.10.2004г. истец Тягунов Н.С. зарегистрирован в жилом доме по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, <адрес> Истец Тягунов Н.С. вселен и проживает в данном доме в качестве члена семьи собственников жилого помещения. Собственниками данного дома являются сын истца Тягунов С.Н., а также Тягунова Т.В., Тягунов А.С., Тягунова В.С. (в настоящее время фамилия Лаврова), в размере 1/4 доли каждый. На настоящее время в доме зарегистрированы и проживают три человека: истец, его сын Тягунов С.Н. и Тягунова Т.В. Указанный дом построен в 1995 году, в доме имеется природный газ, газовое отопление, водопровод, канализация с выгребной ямой. Общая площадь дома составляет 157,96 кв.м, жилая площадь - 86,56 кв.м, в доме 4 комнаты. Истец Тягунов Н.С. собственником данного дома не является, иного жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет. Истец обращался 20.04.2010г. в администрацию муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» о признании его нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Ему было отказано в принятии на учет в связи с тем, что он был обеспечен учетной нормой площади жилого помещения. Исходя из общей площади дома в 157,96 кв.м, количества проживающих в доме - 3 человек, на каждого члена семьи приходится более 52 кв.м площади жилого помещения, что значительно превышает учетную норму в 12 кв.м. Дом имеет все удобства, местную выгребную яму, имеется канализация. Данный дом не признан непригодным для проживания, что подтверждается Актами № 10 от 20.05.2010г. и № 10 от 19.10.2010г. комиссии, назначенной распоряжением Главы администрации МО «Ясашноташлинское сельское поселение» № 14 от 12.03.2010г., заключением межведомственной комиссии муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» от 20.05.2010г. В Акте № 10 от 20.05.2010г. указано, что комиссией был проведен осмотр жилого дома и комиссия пришла к выводу, что жилой дом отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам. Пригоден для проживания. На основании данного акта межведомственной комиссией муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» дано заключение, что жилой дом, в котором проживает Тягунов Н.С., соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в соответствии с разделом № 2 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. Дом пригоден для проживания. Площадь жилого дома соответствует учетной норме площади на одного человека. Из акта № 10 от 19.10.2010г. следует, что комиссия провела повторный осмотр состояния жилого дома № № по ул. <адрес>. По результатам осмотра дано заключение межведомственной комиссии, что жилое помещение соответствует установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Жилой дом пригоден для постоянного проживания. Из протокола заседания межведомственной жилищной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации МО «Ясашноташлинское сельское поселение» № 14 от 12.03.2010г. следует, что принято решение о том, что жилой дом, в котором проживает Тягунов Н.С., пригоден для постоянного проживания. Жилое помещение соответствует установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям на основании постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Сан-Пин 2.1.2 1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Таким образом, жилой дом, в котором проживает истец, является пригодным для проживания, имеет все удобства, площадь жилого помещения превышает учетную норму на одного человека. Следовательно, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется. В связи с чем суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета является правильным по следующим основаниям. Требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, определены в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. Так, в ст.12 указанного Положения говорится, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Согласно ст.41 Положения, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Таким образом, жилое помещение, в котором проживает истец, обеспечено инженерными системами. Не может быть признан истец нуждающимся в улучшении жилищных условий и в соответствии с нормами ст.51 ЖК РФ, поскольку он обеспечен нормой жилого помещения, проживает в доме, принадлежащем его сыну, в качестве члена его семьи, имеет право пользования данным жилым помещением. С учетом изложенного, исковые требования Тягунова Н.С. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Тягунова Н.С. к Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Теренгульского района Ульяновской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обеспечении жилым помещением, оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья: Е.А. Ибрагимова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ