о взыскании компенсации за утраченное имущество в результате репрессий



Дело-2-2048\11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011 г.                                                                           г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Чурбановой Е,В.

При секретаре Матвеевой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоусовой Л.Ф. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Ульяновску, Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, Мэрии города Ульяновска, Финансовому управлению Мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании компенсации за утраченное имущество в период репрессий,

У С Т А Н О В И Л :

Белоусова Л,Ф, обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее.

В 1941 г. семья истицы была выселена(как немецкой национальности) из города Акстафа Азербайджанской ССР в Восточно-Казахстанскую область село Верхняя Уба. В 1942 г. родителей истицы взяли на работу в трудовую Армию. Отец - В. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, работал в г. Прокопьевске в шахте 3-3 бис, где он и погиб при взрыве шахты. Мать - В. В. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, работала на торфяных разработках. Истица и ее брат - В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, отправили в разные детские дома. В конце 1944 г. мать истицы вернули в с.Верхняя Уба. В 1964 г. В. умерла в <адрес>. В 1956 г. семью истицы репрессировали.

В 1997 г. истице администрацией Заволжского района г. Ульяновска было выдано удостоверение . Всем реабилитированным выдали компенсацию за утраченное имущество.

На основании изложенного Белоусова Л.Ф. просит суд взыскать с Управления Министерства труда и социального развития по Ульяновской области компенсацию за утраченное имущество в сумме 2 000 000 руб.

Судом в качестве соответчиков были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Мэрию города Ульяновска, Финансовое управление Мэрии города Ульяновска, Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

В судебном заседании истица Белоусова Л.Ф. настаивала на удовлетворении исковых требований, дав по существу пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом истица уточнила, что на момент переселения и изъятия у ее семьи имущества они проживали в <адрес>. Именно там находился их дом, виноградники. Документов, подтверждающих изъятие у семьи В. имущества, их перечень, не сохранилось. Возможности получить в Азербайджане подобные документы у истицы не имеется. Что же касается пропуска срока на обращение с заявлением о получении компенсации, истица пояснила, что она неоднократно устно обращалась в различные инстанции по данному вопросу, однако нигде ей так и не объяснили, что ей делать, куда необходимо обратиться с заявлением и какой именно государственный орган решает этот вопрос. В какой то период времени она болела. Поэтому именно сейчас она обратилась в суд за получением компенсации.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив следующее. Белоусова Л,Ф, признана реабилитированной, что подтверждено справкой прокуратуры Азербайджанской республики от 25.08.1997 г. . Администрацией Заволжского района г. Ульяновска 26 сентября 1997 г. Белоусовой Л.Ф. было выдано свидетельство о праве на льготы, установленные ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Управлением Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Белоусовой Л.Ф. назначены меры социальной поддержки как реабилитированной. Назначение и выплата компенсации за утраченное имущество в компетенцию Управления не входит.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие. При этом в отзыве указано, что ответчик исковые требования Белоусовой Л,Ф, не признает. Документ о реабилитации был получен заявительницей в 1997 г., т.е. прошло три года и значит срок для подачи заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций. Такое заявление должно было быть подано в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица, а имущество семьи заявительницы, как усматривается из искового заявления, находилось      на территории города <адрес>. Заявительница не указывает какое имущество ранее принадлежало ее семье, не указывает где оно находилось, не представляет более конкретной информации.

Представитель ответчиков Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что исковые требования не признает, т.к. Правительство и Министерство финансов Ульяновской области являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".

Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьёй, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счёт межбюджетных трансфертов, утверждённых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежных компенсаций.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 21.12.2007 № 492 «О возложении полномочий по представлению информации по бюджетным ассигнованиям» полномочия по представлению в Министерство финансов Российской Федерации информации о потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату денежных компенсаций, предусмотренных статьями 15 и 16.1 Закона, и отчёта о расходовании бюджетных ассигнований на указанные цели возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время - Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Кроме того, главам муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано представлять Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области информацию о потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату вышеуказанных денежных компенсаций.

Представитель ответчика Финансового управления мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что не является надлежащим ответчиком по делу. Так, средства на выплату денежных компенсаций за утраченное имущество лиц, подвергшихся репрессиям в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» не поступают и не являются расходными обязательствами муниципального образования.

Представитель ответчиков Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, при этом исковые требования не признал. Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 635.

Согласно данному Постановлению расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счет межбюджетных трансфертов, утвержденных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов Российской
Федерации информацию о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежных компенсаций.

Перечисление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов для выплаты денежных компенсаций осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, если судом будет установлено, что истица имеет право на получение вышеуказанной компенсации, Минфин России и УФК по Ульяновской области в данном случае не будут являться надлежащими ответчиками, им будет являться соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Ульяновской области.

Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного разбирательства.

Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ. суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Судом установлено следующее. Белоусова Л,Ф, ( в девичестве В. признана реабилитированной, что подтверждено справкой прокуратуры Азербайджанской республики от ДД.ММ.ГГГГ .

Администрацией Заволжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ Белоусовой Л.Ф. было выдано свидетельство о праве на льготы, установленные ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Управлением Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Белоусовой Л.Ф. назначены меры социальной поддержки как реабилитированной. Указанное подтверждено представленным социальным паспортом, в котором в том числе и указаны обращения истицы ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления льгот ( в 1956 г. Фергана Узбекистан, реабилитирована с 1956 г. по 1957 г.).

Белоусова Л.Ф, обратилась в суд с иском о возмещении ей стоимости конфискованного, изъятого в связи с политическими репрессиями имущества.

При возмещении стоимости конфискованного, изъятого или вышедшего иным путём из владения в связи с политическими репрессиями имущества или получении денежной компенсации подлежит применению Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее - Закон), а также Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путём из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №926.

Согласно ст.12 Закона реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причинённый в связи с репрессиями материальный вред за счёт федерального бюджета.

В соответствии со ст.16.1 Закона реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путём из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведённой в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за всё имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трёх лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трёх лет с момента получения документа о реабилитации.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".

Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьёй, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счёт межбюджетных трансфертов, утверждённых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежных компенсаций.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 21.12.2007 № 492 «О возложении полномочий по представлению информации по бюджетным ассигнованиям» полномочия по представлению в Министерство финансов Российской Федерации информации о потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату денежных компенсаций, предусмотренных статьями 15 и 16.1 Закона, и отчёта о расходовании бюджетных ассигнований на указанные цели возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время - Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Кроме того, главам муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано представлять Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области информацию о потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату вышеуказанных денежных компенсаций.

Как следует из пояснений истицы, на момент применения мер политических репрессий ее семья проживала в <адрес>, т.е. имущество дом, виноградники находились в данном городе. Белоусова Л,Ф, с заявлением о выплате компенсации за конфискованное, изъятое имущество по месту нахождения этого имущества не обращалась.

Более того документального подтверждения какое именно имущество, находившееся в собственности семьи было конфисковано, изъято, истица не представила.

Как указывалось выше Администрацией Заволжского района г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ Белоусовой Л.Ф. было выдано свидетельство А 375804 о праве на льготы, установленные ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трёх лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трёх лет с момента получения документа о реабилитации.

Истицей не представлено доказательств того, что она в установленный законом трех летний срок обращалась с заявлением о выплате ей компенсации за конфискованное, изъятое имущество. Доводы Белоусовой Л.Ф. о том, что она устно обращалась в различные государственные органы по данному вопросу, однако ей не был разъяснен порядок обращения с данным заявлением, ничем не подтверждены и не являются основанием к восстановлению пропущенного срока.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Белоусовой Л.Ф. о взыскании в ее пользу компенсации за конфискованное изъятое в момент применения политических репрессий имущество не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Белоусовой Л.Ф. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г. Ульяновску, Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, Мэрии города Ульяновска, Финансовому управлению Мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании компенсации за утраченное имущество в период репрессий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья                                                                                  Е.В. Чурбанова