о взыскании денежной компенсации



Дело №2-2602/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 года                                                                  г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой И.И.,

при секретаре Грызуновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайниковой А.П. к Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области взыскании денежной компенсации взамен спецавтотранспорта,

УСТАНОВИЛ:

Истица Чайникова А.П. обратилась в суд с иском к Правительству Ульяновской области о взыскании денежной суммы в размере 100 000 руб. в обоснование указав следующее.

Истица является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также является инвалидом 2 группы, практически не может передвигаться по квартире без посторонней помощи.

Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» всем участникам ВОв уже неоднократно выделялись автотранспортные средства, однако истицу вниманием обошли. По данному вопросу истица обращалась к Президенту РФ, партию «Единая Россия», однако ее обращения перенавправлялись в Администрацию Губернатора Ульяновской области и Правительство Ульяновской области, которые все ее просьбы оставили без исполнения.

Истица полагает, что поскольку она является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, а также участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, то она имеет право на социальную поддержку в виде выплаты ей денежной компенсации в размере 100 000 руб. в соответствии с Указом Президента РФ №685 от 06.05.2008г. «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».

На основании изложенного, истица и обратилась в суд с настоящим иском.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство труда и социального развития Ульяновской области, в качестве третьих лиц Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Ульяновской области, ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы.

В судебном заседании истица не присутствовала, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истицы Антонова Г.Ф. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, привела в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно суду пояснила следующее. Истица полагает, что имея статус участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и инвалидность, она, соответственно, имеет право на получение указанной денежной компенсации, поскольку сам автомобиль ей не нужен, поскольку она с трудом передвигается даже по квартире. До 2005г. истица не знала, что имеет право встать на учет в органах социальной защиты населения для получения спецавтотранспорта, поэтому на такой учет и встала.

Представитель ответчика Правительства Ульяновской области и третьего лица Министерства финансов Ульяновской области Гордеева О.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истица не имеет право на получение данной денежной компенсации, поскольку она до 2005г. в соответствии с действующим законодательством не встала на учет в органах социальной защиты населения для получения спецавтотранспорта. Кроме того, на такой учет могли встать только те лица, которые имели показания МСЭ на предоставление такого спецавтотранспорта.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области Захарова А.А. в судебном заседании иск не признала, указав следующее. В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" предусматривалось обеспечение в 2008 году инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей. Обязательным условие такого обеспечения являлись наличие установленных медицинских показаний МСЭ на получение транспортных средств и факт постановки на очередь в органах социальной защиты населения до 01.01.2005г. на получение автотранспорта. Однако истица, являясь участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также инвалидом 2 группы, медицинских показаний к управлению транспортными средствами не имеет, в очередь до 01.01.2005г. на получение автотранспорта не встала.

Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались.

Выслушав представителя истицы, представителей ответчиков и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица Чайникова А.П., является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с 1995г. бессрочно, что подтверждается документально.

Президент РФ Указом от 06.05.2008 №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» в связи с празднованием 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и в целях выполнения обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан постановил:

1. Правительству Российской Федерации осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями:

а) в 2008 году - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей;

б) в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформировать списки граждан, имеющих право на получение легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа.

4. Правительству Российской Федерации:

в) определить порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты единовременной денежной компенсации в соответствии с настоящим Указом.

Во исполнение Указа Президента РФ Правительством РФ принято Постановление от 12.09.2008 №670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01.01.2005г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями».

Данным постановлением утверждены:

- Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями;

- Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

В соответствии с ранее действующей редакцией ст.30 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.

Также, в соответствии с ранее действовавшей редакцией подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Пунктом 28 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст.30 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" признаны утратившими силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют вышеприведенные положения Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008г. N 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670.

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одними из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г., а также наличие соответствующих медицинских показаний.

При этом реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида или его законного представителя.

С 01.01.2005г. постановка на такой учет данной категории граждан уже прекращена.

В материалах гражданского дела отсутствуют доказательства обращения истицы до 01.01.2005г. в органы социальной защиты населения для постановки ее на учет на получение автотранспорта. Более того, истица сама не отрицает отсутствие такого обращения ее до указанной даты.

Учитывая, что истица на учет в органы социальной защиты населения до 01.01.2005г. не встала по соответствующим медицинским показаниям для предоставления ей транспортного средства, то, соответственно, в настоящее время ей не может быть выплачена и денежная компенсация взамен автотранспорта, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов".

Кроме того, необходимо отметить, что данный Указ не устанавливает и не отменяет право инвалидов войны на обеспечение транспортными средствами, а создает механизм исполнения возникших до 1 января 2005 года обязательств Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями тех инвалидов войны, которые до названной календарной даты в этих целях были приняты на учет в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и стали участниками соответствующих правоотношений.

На основании изложенного, исковые требования Чайниковой А.П. следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чайниковой А.П. к Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области взыскании денежной компенсации взамен спецавтотранспорта - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья                                  И.И.Петрова