споры из трудовых правоотношений



Дело № 2-1470/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2011 года                                                                                г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи А.М. Елистратова,

при секретаре Е.Н. Макушиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремина В.А. к Управлению внутренних дел по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчёт периода службы в органах внутренних дел

У С Т А Н О В И Л

Еремин В.А. обратился в суд с иском к УВД по Ульяновской области о возложении обязанности зачесть период службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17.11.1986г. по 13.12.1988г. в стаж службы в органах внутренних дел из расчёта один день военной службы по призыву за два дня службы в органах внутренних дел. Кроме того истец просил взыскать с ответчика в возмещение расходов на оплату госпошлины 200 руб., на оплату услуг представителя - 10 000 руб. Исковые требования мотивированы следующим. Истец проходил службу в органах внутренних дел 17 лет 10 месяцев и 4 дня. Ответчик необоснованно отказал в расчёте выслуги лет в органах внутренних дел с зачётом периода службы по призыву исходя из того, что одни день военной службы подлежит зачёту как два дня работы.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» служба по призыву засчитывается в стаж государственной службы из расчёта одни день военной службы за два дня работы.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О милиции» Управление вневедомственной охраны при УВД по Ульяновской области, где истец проходил службу, входит в состав Министерства внутренних дел РФ.

В силу ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя правоохранительную службу.

В судебном заседании истец Еремин В.А. и его представитель Пысенков А.И. на удовлетворении исковых требований настаивали, привели доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Управления внутренних дел по Ульяновской области Лукьянова И.Е. просила в иске отказать, пояснила следующее.

Истец проходил службу в УВД по Ульяновской области, уволен из органов внутренних дел по п. «а» ч. 7 ст. 19 Закона «О милиции» (по собственному желанию). На пенсионном обеспечении по линии МВД России Еремин В.А. не состоит.

На момент увольнения выслуга лет истца составляла 19 лет 10 месяцев 23 дня.

Истец правом на пенсию не обладает.

В системе МВД России пенсия назначается и выплачивается по нормам специального пенсионного законодательства (Федеральный закон от 12.02.1993 года), отличающегося от законодательства, регулирующего назначение территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации трудовых пенсий гражданам, осуществлявшим в отличие от служебной, трудовую деятельность.

Пунктом «а» ст.5 названного закона, установлено, что военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную данным законом выслугу лет на военной службе или на службе в органах внутренних дел.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941. Пунктом 5 данного постановления предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Иной порядок исчисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет по нормам вышеуказанного закона действующим законодательством не предусмотрен.

Истцом пропущен трёхмесячный срок исковой давности на обращение в суд.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец проходил службу в УВД по Ульяновской области, уволен из органов внутренних дел по п. «а» ч. 7 ст. 19 Закона «О милиции» (по собственному желанию). На пенсионном обеспечении по линии МВД России Еремин В.А. не состоит.

На момент увольнения выслуга лет истца составляла 19 лет 10 месяцев 23 дня.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможни иорганов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 1 ст. 8 названного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старший) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу и органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных, веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу п. «а» ст. 1 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц:. ..лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).

В соответствии со ст. 18 названного выше Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе и военная служба.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету и выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии липам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

При этом, пунктом 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту и качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих, зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет дли назначения пенсий в календарном исчислении.

Иной порядок исчисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии увольняемым на пенсию сотрудникам органов внутренних дел по нормам вышеуказанного закона действующим законодательством не предусмотрен.

Ссылка истца на положения Закона РФ «О статусе военнослужащих» несостоятельна, поскольку пенсионное обеспечение работников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальными нормативными актами - Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту и качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941. Более того Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении в выслугу лет работникам органов внутренних дел на льготных условиях периода военной службы по призыву. Названный закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается истец, вопросы пенсионного обеспечения работников органов внутренних дел не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы правовой и социальной защиты.

Истец ссылается на положения ч.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако ст.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ определены понятия «трудовой стаж», «стаж государственной гражданской службы», «федеральные государственные гражданские служащие» и «военнослужащие». Соответственно в сфере государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации определено понятие только стажа государственной гражданской службы, который применяется лишь для назначения пенсии федеральным гражданским служащим, и не распространяется на военнослужащих, к которым относятся лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, поскольку названной категории лиц пенсия назначается в порядке предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Несостоятельна и ссылка истца на то, что служба в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ» является правоохранительной службой, соответственно видом государственной службы.

Порядок прохождения государственной службы в правоохранительных органах, регламентировался Законом Российской Федерации «О милиции», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года № 4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации…».

Истец не имеет выслуги лет в органах внутренних дел, требуемой для назначения пенсии по линии МВД России.

Основания для зачёта истцу службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17.11.1986г. по 13.12.1988г. в стаж службы в органах внутренних дел из расчёта один день военной службы по призыву за два дня службы в органах внутренних дел отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд отказывает в иске в полном объёме.

Р Е Ш И Л

Исковые требования Еремина В.А. к Управлению внутренних дел по Ульяновской области о возложении обязанности зачесть период службы по призыву в Вооружённых силах СССР с 17.11.1986г. по 13.12.1988г. в стаж службы в органах внутренних дел из расчёта один день военной службы по призыву за два дня службы в органах внутренних дел, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья                       А.М.Елистратов