О признании действий незаконными



Дело № 2-2848/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года                                                                               г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Логинова Д.А.,

при секретаре Бормотиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галушина А.Н. к Адвокатской палате Ульяновской области, Чернышеву Валерию Ивановичу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушенных прав,

УСТАНОВИЛ:

Галушин А.Н. обратился в суд с иском к Адвокатской палате Ульяновской области, Президенту Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышеву В.И., в котором просил обязать Президента Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышева В.И. устранить допущенные нарушения конституционных прав и интересов истца и направить в его адрес договор (соглашение) на осуществление его защиты адвокатом Антоновым В.В., в обоснование указав следующее.

При проведении предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде первой и второй инстанции между ним и адвокатом Антоновым В.В. было заключено соглашение на оказание юридической помощи. Экземпляр указанного соглашения истцу вручен не был, несмотря на его обращения к адвокату Антонову В.В., и к президенту Адвокатской палаты Ульяновской области - Чернышеву В.И. в связи, с чем истец полагает, что были нарушены его конституционные права.

О дне судебного разбирательства Галушин А.Н., отбывающий наказание в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом.

Президент Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышев В.И. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв, в котором указал следующее.

В соответствии со ст.ст.29-34 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» региональная адвокатская палата не имеет никакого отношения к договорам на оказание юридической помощи доверителям, которые, в соответствии со ст.25 этого закона, заключаются между конкретными адвокатами и доверителями.

В соответствии с ч.6 ст.29 указанного закона «адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов».

Адвокат Антонов В.В. работает в Центральной коллегии адвокатов г.Ульяновска и является её руководителем.

В соответствии с ч.15 ст.22 вышеназванного Закона «соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов».

Таким образом, копию соглашения на защиту истца должен был выслать именно адвокат Антонов В.В., а не Адвокатская палата Ульяновской области, которая не обязана вести учёт соглашений адвокатов с доверителями.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ года просьба истца о высылке ему копии соглашения с адвокатом Антоновым В.В. на защиту по уголовному делу была удовлетворена, и заказным письмом это соглашение ему было отправлено по месту отбытия им наказания.

Адвокат Антонов В.В., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в ходе судебного заседания пояснил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ г. мать истца Галушина Н.Н. обратилась к нему за оказанием Галушину А.Н. юридической помощи на стадии предварительного следствия - его заключили под стражу как обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.111 УК РФ. В этот же день была оформлена регистрационная карточка, которая и являлась соглашением на защиту интересов Галушина А.Н., копии всех необходимых документов он предлагал получить матери истца сразу, но она отказалась. Данный порядок оформления договорных отношений с клиентом закрепился на основании Решения Совета Адвокатской палаты Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ г. «О состоянии адвокатского делопроизводства в АПУО», согласно которому регистрационные карточки по гражданским и уголовным делам признаются письменным договором с клиентом. Решение Адвокатской палаты Ульяновской области носит обязательный характер для адвокатов. У адвоката нет обязанности выдать клиенту на руки какое-либо соглашение. Ордер, подтверждающий факт того, что адвокат представляет интересы клиента, приобщается к материалам уголовного или гражданского дела, в котором участвует адвокат. После получения искового материала из суда по настоящему гражданскому делу 27.04.2011 г. регистрационная карточка была направлена истцу по месту его нахождения.

Выслушав заинтересованное лицо, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» оказывая юридическую помощь, адвокат участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве.

Статьей 6 указанного закона установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело.

Из ст.7 закона следует, что адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами; соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции.

Согласно ст.25 закона адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. мать истца Галушина Н.Н. обратилась к адвокату Антонову В.В. за оказанием Галушину А.Н. юридической помощи на стадии предварительного следствия, в связи с тем, что он являлся обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.111 УК РФ. В этот же день была оформлена регистрационная карточка, которая являлась соглашением на защиту интересов Галушина А.Н.

В соответствии с решением Совета Адвокатской палаты Ульяновской области от 29.04.2005 г. регистрационные карточки по уголовным делам признаются письменным договором с клиентом.

Оказание адвокатом Антоновым В.В. юридической помощи в ходе уголовного судопроизводства подтверждается также приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ г., которым последний признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ.

Президент Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышев В.И. не оказывал Галушину А.Н. юридической помощи и не представлял его интересы в рамках уголовного судопроизводства, не заключал с ним каких-либо соглашений.

Вместе с тем, Галушиным А.Н. заявлены требования к Адвокатской палате Ульяновской области, Президенту Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышеву В.И., об устранении нарушений конституционных прав и интересов и направлении в его адрес договора (соглашения) на осуществление его защиты адвокатом Антоновым В.В.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов.

Каких-либо нарушений прав Галушина А.Н. со стороны Адвокатской палаты Ульяновской области, либо Президента Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышева В.И. в ходе судебного разбирательства не установлено.

Кроме того, суд учитывает, что копия соглашения на защиту Галушина А.Н. направлена ему ДД.ММ.ГГГГ г.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Галушиным А.Н. требований к Адвокатской палате Ульяновской области, Президенту Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышеву В.И., об устранении нарушений конституционных прав и интересов и обязании направления в его адрес договора (соглашения) на осуществление его защиты адвокатом Антоновым В.В.

Руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

Исковые требования Галушина А.Н. к Адвокатской палате Ульяновской области, Президенту Адвокатской палаты Ульяновской области Чернышеву Валерию Ивановичу об обязании устранить допущенные нарушения конституционных прав и интересов истца и направить в его адрес договор (соглашение) на осуществление его защиты адвокатом Антоновым Валерием Владимировичем оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                Д.А.Логинов