Дело № 2-2968/11 РЕШЕНИЕ 17 мая 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Кириченко В.В., при секретаре Аникеевой Ю.В., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить повреждения проезжей части автомобильной дороги, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить повреждения проезжей части автомобильной дороги. В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены нарушения. Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 6 статьи 13, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) уполномоченные органы местного самоуправления должны обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя работу по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ). Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. На основании пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа компетенция мэрии города Ульяновска. Однако мэрией города Ульяновска обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно Перечню автодорог из реестра муниципальной собственности города Ульяновска (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №221 государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (далее ГОСТ Р 50597-93), нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93). Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. В свою очередь, актом от 19.04.2011 проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, проведенной Отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел по городу Ульяновску, установлено следующее. В нарушение требований пункта 3, подпунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры (норма по длине - не более 15 см, по ширине - не более 60 см, по глубине - не более 5 см (15x60x5 см)): на участке дороги, напротив <адрес>, имеется выбоина размером 80х400х8 см; многочисленные выбоины имеются на участке дороги, напротив <адрес>; многочисленные выбоины имеются на участке дороги, напротив <адрес>; многочисленные выбоины имеются на участке дороги, напротив <адрес>; на участке дороги, напротив <адрес>, имеется выбоина размером 60х65х10 см; на участке дороги напротив <адрес>, имеется выбоина размером 150х100х16 см. Отсутствие контроля со стороны мэрии города Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Перечисленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся дорогой, расположенной по указанному адресу, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных участников дорожного движения на вышеназванной дороге не представляется возможным. Просит обязать мэрию города Ульяновска: устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>. Помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска и третьего лица Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска - Денисова А.Ю. в судебном заседании не присутствовала, была извещена о времени и месте слушания гражданского дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении иска отказать, так как, в случае выявления недостатков дорог, нести ответственность за это должна подрядная организация - УМУП «Ульяновскдорремсервис». Представитель третьего лица УМУП «Ульяновскдорремсервис» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, извещался. Представитель третьего лица УГИБДД УВД по г. Ульяновску - Сейфин Р.Р. в судебном заседании просил требования прокурора удовлетворить, подтвердив их обоснованность. Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с Уставом МО «Город Ульяновск», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 г. N 67 к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.3). В соответствии со ст. 40 данного Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "Город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся: в области строительства и транспорта: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, в случае принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решений о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия <адрес>. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому но условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Исходя из содержания п.1 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Так, актом проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, Отдела Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Управления Внутренних Дел по г.Ульяновску совместно с помощником прокурора Ленинского района г. Ульяновска, установлено следующее. В нарушение требований п. 3, п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью: на участке дороги, напротив <адрес>, имеется выбоина размером 80х400х8 см; многочисленные выбоины имеются на участке дороги, напротив <адрес>; многочисленные выбоины имеются на участке дороги, напротив <адрес>; многочисленные выбоины имеются на участке дороги, напротив <адрес>; на участке дороги, напротив <адрес>, имеется выбоина размером 60х65х10 см; на участке дороги напротив <адрес>, имеется выбоина размером 150х100х16 см. Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе. Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести вышеуказанные дороги в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать мэрию города Ульяновска устранить повреждения дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги <адрес> в <адрес>: напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней. Судья В.В. Кириченко
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ