о взыскании задолженности



Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-3096/11

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Ульяновска 22 июня 2011 года

Ленинский районный суд в составе: председательствующего Мифтаховой Г.А., при секретаре Москальоновой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробановой Л.П. к 172 финансовой части Министерства обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, 3955 Военному представительству Министерства обороны о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия при увольнении, заработной платы за задержку в её выплате,

У С Т А Н О В И Л:

Коробанова Л.П. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что работала в Военном представительстве 3955 Министерства обороны РФ по 31 марта 2011 г. Уволена по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ (Приказ начальника 3955 ВП МО РФ № 18 от 31.03.2011г.). Выходное пособие, в нарушении требований ст. 84.1 ТК РФ, получила лишь 05.04.2011 года. При проверке его расчета установила, что ответчиком неверно исчислен размер её средней заработной платы, куда не включены премии за 2,3 и 4 кварталы 2010 года, г. (приказы начальника 3955 ВП МО РФ № 57 от 17.08.2010г.; № 81 от 14.12.2010г.; № 83 от 22.12.2010г.), на общую сумму 43571,10 руб., что повлекло снижение её компенсации за неиспользованный отпуск (на сумму 2012,81 руб.) и выходного пособия (на сумму 4357,06 руб.). Просила взыскать с надлежащего ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 2012,81 руб., выходное пособие в размере 4 357,06 руб., заработную плату за 3 дня её задержки в сумме 2529, 93 руб. исходя из среднедневного заработка в 840, 31 руб.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала. Дополнила их требованиями о взыскании установленных законом процентов за задержку в выплате ей заработной платы при увольнении, в остальном дала в целом аналогичные пояснения. Утверждала, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Дополнительные выплаты за 2,3,4 кварталы 2010г. производились согласно Приказам МО РФ № 115 от 28.03.2009г. и № 1010 от 26.07.2010г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ».

Представитель Военного комиссариата Ульяновской области Секанова В.П. в судебное заседание не явилась, извещалась. Будучи допрошенной в судебных заседаниях ранее с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г. № 922 утвержден порядок исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка и указаны виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, учитываемые при расчете среднего заработка. Установленный перечень является исчерпывающим. Истица требует, чтобы при расчете выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете средне-месячной зарплаты за второй и третий месяц после сокращения были включены помимо выплат указанных в пункте 2 названного Постановления еще и дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом № 115 МО РФ от 28.03.2009г. и приказом №1010 МО РФ от 26.07.2010г. эти выплаты выплачиваются за счет бюджетных средств и не являются обязательной выплатой, эта выплата не входит в расчет годового фонда оплаты труда военного представительства. Перечень оплаты труда гражданского персонала предусматривает приказ № 555 МО РФ от 10.11.2008г. Вопреки мнению истицы по приказам МО РФ №№ 115 и 1010 выплачивается дополнительное материальное стимулирование, а не премия, премия истцу выплачивается на основании приказа МО РФ № 555, которая включена в расчет среднего заработка, и входит в расчет годового фонда оплаты труда военного представительства 3955. Перечисление заработной платы истице на её банковскую карту имело место 06.04.2011 года, а не 31.03.2011 года, в связи с поздней передачей соответствующего приказа начальником 3955 военного представительства Мельниковым Д.А., в связи с чем полагала, что последний и должен нести ответственность за задержку в выплате заработной платы. Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель Военного комиссариата Ульяновской области Клинк М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, дала в целом аналогичные пояснения.

Представитель 3955 ВП МО РФ Д.Мельников в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение по делу оставил на усмотрение суда.

Представители Министерства обороны РФ и 172 финансовой части Министерства обороны в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав истицу, представителя Военного комиссариата Ульяновской области, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Истица Коробанова Л.П. работала в Военном представительстве 3955 Министерства обороны РФ по 31.03.2011 года. Уволена по сокращению штата и численности работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ, на основании приказа начальника 3955 ВП МО РФ № 18 от 31.03.2011г. При увольнении истице было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, компенсация за неиспользованный отпуск за период с 19.09.2010 года по 31.03.2011 года, единовременное денежное вознаграждение за январь, февраль, март 2011г. в сумме 3455 руб.

При расчете среднего заработка истице не были учтены выплаты за второй квартал 2010 года в размере 18290, 10 руб., третий квартал 2010 года в размере 15157 руб., а также за четвертый квартал 2010 года в размере 10124 руб., начисленные в соответствии с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации».

Суд соглашается с обоснованностью их невключения в расчет среднего заработка по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.

Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных данным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г.№ 922 « Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам(должностным окладам) за отработанное время; б) заработанная плата начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработанная плата начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г)заработанная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание) начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж)начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработанная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания увеличения объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплата связанная с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработанной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Причем указанный перечень является исчерпывающим.

С 24 мая 2009 года по 2 октября 2010 года действовал Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 года N 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 указанный Приказ был признан утратившим силу и утвержден новый Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Названным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств.

В вышеназванном Приказе от 26 июля 2010 г. N 1010 установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что выплаты, установленные Приказом от 26 июля 2010 года за N 1010 носят поощрительный характер, которые не входят в систему оплаты труда, не относятся к обязательным дополнительным выплатам, поскольку расходуются денежные средства, высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по результатам службы (работы). В связи с чем оснований к удовлетворению исковых требований в иске в части взыскания задолженности по зарплате при увольнении по сокращению штата и компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.

Вместе с тем, требования истицы в части взыскания неустойки за нарушение сроков выплаты заработной платы подлежат удовлетворению, так как согласно ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, независимо от наличия вины работодателя. Поскольку перечисление заработной платы на карточку истицы ответчиком было осуществлено лишь 06.04.2011 года, вместо положенной даты – 31.03.2011 года, то за 5 дней задержки в её выплате по ставке рефинансирования ЦБ РФ в 8,25% в пользу истицы надлежит взыскать 18 руб. 27 коп. (8.25 : 300 х 5= 0,1375% 13289, 85 х 0, 1375= 18, 27 руб.)

Законных оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы заработной платы за 1-5 апреля 2011 года не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Коробановой Л.П. к 172 финансовой части Министерства обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, 3955 Военному представительству Министерства обороны о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия при увольнении, заработной платы за задержку в её выплате, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Коробановой Л.П. неустойку за задержку в выплате заработной платы в размере 18 руб. 27 коп., в возмещение государственной пошлины в доход местного бюджета 400 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Коробановой Л.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья