Дело № 2-1789/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 апреля 2011 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Рыбалко В. И., при секретаре Алиуллиной Г. Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Потаповой Л.И., к мэрии города Ульяновска об оспаривании отказа в признании нуждающейся в получении жилого помещения, возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в интересах Потаповой Л. И., обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска об оспаривании отказа в признании нуждающейся в получении жилого помещения, возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения. Исковые требования мотивированы следующим. Потапова Л. И. является вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны ФИО2 Она зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью 56,4 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>. Потаповой Л. И. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля указанной квартиры. Помимо Потаповой Л. И. в указанной квартире зарегистрированы и проживают ее дочь ФИО6, зять - ФИО7, а также внуки - ФИО8, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ Потапова Л. И. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии <адрес> с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения с целью получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Однако в удовлетворении заявленного требования Потаповой Л. И. было отказано в связи с тем, что она обеспечена учетной нормой жилой площади. Прокуратура Засвияжского района г. Ульяновска считает отказ Мэрии города Ульяновска незаконным, так как в квартире зарегистрировано 5 человек и на каждого приходится по 11,28 кв. м. общей площади жилого помещения. В связи с изложенным, прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в интересах Потаповой Л. И., просит суд признать незаконным отказ мэрии города Ульяновска в признании Потаповой Л. И. нуждающейся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны; обязать мэрию города Ульяновска включить Потапову Л. И. в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдову участника Великой Отечественной войны. В судебном заседании представитель прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Истица Потапова Л. И. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещалась. Представитель Мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в интересах Потаповой Л. И., не признал, указал следующее. Отказ Мэрии города Ульяновска Потаповой Л. И. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны, является законным и обоснованным. Потаповой Л. И. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля квартиры общей площадью 56,40 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, что составляет 18,8 кв. м. общей площади квартиры. Таким образом, Потапова Л. И. обеспечена учетной нормой площади жилого помещения и не относится к категории граждан, нуждающихся в жилье. Выслушав представителя прокуратуры, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Потапова Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Потапова Л. И. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 56,40 кв. м., расположенной по адресу: <адрес> <адрес>., что подтверждается справкой по форме № и лицевым счетом квартиросъемщика № Помимо Потаповой Л. И. в указанной квартире зарегистрированы и проживают ее дочь ФИО6, зять - ФИО7, а также внуки - ФИО8, ФИО9 Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности в порядке приватизации Потаповой Л. И., ФИО8, ФИО9 Доля Потаповой Л. И. составляет - 1/3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. Из справок УОГУП БТИ, Управления Росрегистрации по Ульяновской области, показаний свидетеля ФИО6 следует, что Потапова Л. И., а также ФИО14. не имеют другого жилья на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ Потапова Л. И. обратился в Мэрию города Ульяновска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, и включении в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны. Однако Потаповой Л. И. было отказано в удовлетворении заявленных требований, так как она обеспечена учетной нормой площади жилого помещения (1/3 доля квартиры - 18,8 кв. м. общей площади) и не относится к категории граждан, нуждающихся в жилье. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений. В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. ДД.ММ.ГГГГ Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». При этом, норма предоставления жилых помещений вышеуказанной категории лиц должна составлять не менее 22 кв. м. общей площади жилого помещения на человека (п. 2 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008). В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений». Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, члены сей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (в том числе: членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области. Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Возражая против исковых требований, представитель ответчика ссылается на тот факт, что Потапова Л. И., являясь собственником 1/3 доли трехкомнатной квартиры, общей площадью 56,40 кв.м., не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Между тем, с данной позицией суд не может согласиться по следующим основаниям. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Так, ДД.ММ.ГГГГ Ульяновской Городской Думой было принято Решение № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек. Трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает Потапова Л. И., имеет общую площадь 56,40 кв. м. На указанной площади зарегистрированы и фактически проживают 5 человек, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела. Таким образом, на каждого проживающего приходится менее учетной нормы. При этом, тот факт, что Потапова Л. И. является собственником 1/3 доли указанного жилого помещения, правового значения в данном случае не имеет, поскольку в силу положений ст.51 ЖК РФ, собственники в установленных законом случаях также имеет право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Принимая во внимание статус Потаповой Л. И., положения Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №, а также то, что Потапова Л. И. не обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, суд приходит к выводу о возможности признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В связи с этим Потапова Л. И. подлежит включению в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдову участника Великой Отечественной войны. С учетом вышеизложенного суд считает исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Потаповой Л. И., обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Потаповой Л.И., удовлетворить. Признать незаконным отказ мэрии города Ульяновска в признании Потаповой Л.И. нуждающейся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны. Обязать мэрию города Ульяновска включить Потапову Л.И. в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдову участника Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья В. И. Рыбалко