о возложении обязанности



Дело № 2-3905/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года                                                                           г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи           Елистратова А.М.,

при секретаре     Макушиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдулганиева Р.А. к Управлению Федеральной миграционной службы по Ульяновской области о возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации

УСТАНОВИЛ

Абдулганиев Р.А. обратился в суд с иском к УФМС России по Ульяновской области о возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации. Исковые требования мотивированы следующим.

Истец отбывает наказание в виде лишения свободы в УФСИН России по Ульяновской области с 2004г. Неоднократно обращался к ответчику с заявлением о выдаче паспорта гражданина России. В удовлетворении заявлений ответчиком отказано. Истец не имеет возможности предоставить дополнительно какие-либо документы, поскольку паспорт гражданина СССР утрачен. Всю жизнь прожил на территории России, за границу не выезжал. Паспорт получал в ДД.ММ.ГГГГ. в г. <адрес>. Проходил службу в Советской Армии в ДД.ММ.ГГГГ годах. На февраль ДД.ММ.ГГГГ проживал в г.<адрес> <адрес> в общежитии, работал электросварщиком в <данные изъяты>.

Представитель УФМС России по Ульяновской области Спиридонова Ю.Н. просила в иске отказать, свою позицию мотивировала следующим.

Сообщение о невозможности выдачи паспорта Гражданина России истцом получен в апреле 2011г., срок на обжалование действий УФМС России по Ульяновской области истёк.

В ходе проверки заявления истца не удалось установить факт постоянного проживания истца на территории России на 06.02.1992г. в связи с этим отказ является обоснованным.

Истец Абдулганиев Р.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в учреждении ФБУ ИК расположенном на территории <адрес>, в судебное заседание не доставлялся.

Выслушав представителя УФМС России по Ульяновской области Спиридонову Ю.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из письма начальника УФИН России по Ульяновской области следует, что сообщение УФМС России по Ульяновской области от 11.05.2011г. об отказе в удовлетворении заявления истца о выдаче паспорта гражданина России поступило в спецотдел ФБУ ИК-<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В заключении УФМС России по Ульяновской области, утверждённом 11.05.2011г. признаны установленными в ходе проверки принадлежности Абдулганиева Р.А. к гражданству России следующие обстоятельства.

Истец родился ДД.ММ.ГГГГ. в г.<адрес>.

05.06.1987г. Норильским ГОВД Красноярского края истцу был выдан паспорт гражданина СССР серии ХII - от ДД.ММ.ГГГГ., затем в связи с утратой - паспорт гражданина СССР серии серии ХIV - БА № Данный паспорт также утрачен.

Истец был зарегистрирован по адресу <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. Снят с учёта в связи с выездом в г. <адрес>.

Отдел военного комиссариата Смоленской области 30.12.2009г. направил в УФМС России по Ульяновской области ответ в котором указал, что Абдулганиев Р.А. состоял на воинском учёте и проживал по адресу <адрес>, до ноября ДД.ММ.ГГГГ. убыл в <адрес>.

В период с 15.04.1993г. до 24.09.1997г. истец был зарегистрирован по адресу г.<адрес>

Из справки информационного центра УВД по Ульяновской области следует, что Абдулганиев Р.А., гражданин России был осуждён Димитровградским городским судом ДД.ММ.ГГГГ., освобождён по отбытию срока наказания ДД.ММ.ГГГГ. По приговору Засвияжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. отбывал наказание до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истец отбывает наказание по приговору Димитровградского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель УФМС России по Ульяновской области Спиридонова Ю.Н. пояснила, что сведений о том, что истец выезжал за пределы Российской Федерации, принимал гражданство другого государства не имеется.

Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (пункт 1), одной из основных задач которой является производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (пункт 2).

Статьей 6 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть первая).

В соответствии с частью седьмой статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), пунктом 3 которого определено, что административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги), на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) предусматривал приобретение гражданства Российской Федерации: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве РСФСР; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РСФСР; ж) по иным основаниям, предусмотренным названным Законом (статья 12).

Согласно статье 13 этого Закона гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации; лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 16 мая 1996 г. N 12-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Постановление в силу статьи 6, частей 1 и 2 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, действует непрерывно со дня его провозглашения.

Согласно части второй статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из названного положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, - и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают российское гражданство в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

Исследованными судом доказательствами подтверждается, что истец родился на территории, входившей на момент рождения в состав территории Российской Федерации, состоял в гражданстве бывшего СССР; не заявлял о прекращении гражданства Российской Федерации; за пределы Российской Федерации не выезжал, не имеет гражданства других государств, своим постоянным местом жительства считает Российскую Федерацию.

Подтверждением проживания истца в России по состоянию на 06.02.1992г. служат сведения, предоставленные УФМС России по Ульяновской области Отделом военного комиссариата Смоленской области о том, что Абдулганиев Р.А. состоял на воинском учёте и проживал по адресу <адрес>, до ноября ДД.ММ.ГГГГ. убыл в <адрес>.

В период с 15ДД.ММ.ГГГГ. истец был зарегистрирован по адресу г.<адрес>

Суд приходит к выводу о том, что истец является гражданином России, поскольку «по рождению» является гражданином России, постоянно проживал в России и об отказе от гражданства России не заявлял.

При таких обстоятельствах требование Абдулганиеву Р.А. о возложении обязанности выдать паспорт гражданина России является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Абдулганиева Р.А. удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области выдать Абдулганиеву Р.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                             Елистратов А.М.