Дело № 2-3983/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 июня 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Логинова Д.А., при секретаре Милованове Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сидорова Г.А. об оспаривании действий Комитета Архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, мэрии г.Ульяновска, УСТАНОВИЛ: Сидоров Г.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета Архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска по отказу в присвоении адреса земельному участку площадью 1499 кв.м., предоставленному Сидорову Г.А. в деревне <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, обязании мэрии г.Ульяновска присвоить адрес указанному участку. Требования мотивированы тем, что на основании Постановления Лаишевской сельской администрации Ленинского района г.Ульяновска №29 от 12.08.1996 г. Сидорову Г.А. был выделен земельный участок площадью 0,10 га в деревне <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 01.12.2010 г. этот земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, ему был присвоен кадастровый номер №. Впоследствии в соответствии п.1 ч.5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по результатам геодезических замеров были уточнены границы и площадь этого земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 28.02.2011 года. По результатам межевания площадь земельного участка была уточнена на 499 кв.м. и стала составлять 1499 кв.м. Для присвоения адреса указанному земельному участку Сидоров Г.А. обратился с заявлением о присвоении адреса в КАиГ мэрии г.Ульяновска. 26.04.2011 года было получен ответ, в котором специалисты КАИГ мэрии г.Ульяновска затребовали предоставление правоустанавливающих документов на дополнительно занятый земельный участок площадью 499 кв.м, ссылаясь на то, что минимальный размер земельного участка в данной зоне Ж2 составляет 300 кв.м. Представитель Сидорова Г.А. обратилась в ФГУ ЗКП по Ульяновской области за разъяснениями правомерности действий ФГУ ЗКП по Ульяновской области по уточнению площади земельного участка. 12.05.2011 года был получен ответ: площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, д.Протопоповка была уточнена на 499 кв.м, что соответствует предельным минимальным и максимальным размерам земельного участка, установленным в соответствии с Решением Ульяновской городской думы №77 от 30.04.2002 г., где минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства находящийся в границах муниципального образования «г.Ульяновска» за пределами городской черты составляет 500 кв.м. В соответствии с ч.1 п.5. ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: 1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Земельный участок Сидорову Г.А. был предоставлен до введения в действие ЗК РФ, был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, при уточнении границ он действовал в соответствии с федеральным и местным законодательством. При уточнении площади земельного участка на величину предельного минимального размера земельного участка не предусмотрено предоставление дополнительных правоустанавливающих документов. Сидоров Г.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Его представитель Архипова О.В. в судебном заседании просила удовлетворить заявление, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска и мэрии г.Ульяновска Трифонова О.В. в судебном заседании полагала заявление не подлежащим удовлетворению, пояснила следующее. 22.03.2011 года в мэрию города Ульяновска поступило обращение Сидорова Г.А. по вопросу присвоения адреса земельному участку по ул.<адрес> Ленинского района. Для рассмотрения вопроса о присвоении адреса ответом Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска от 26.04.2011 г. № 01-12/714 заявителю было предложено предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок. При этом оспариваемый ответ является законным и обоснованным по следующим основаниям. Согласно представленного заявителем постановления Лаишевской сельской администрации Ленинского района г.Ульяновска от 12.08.1996 г. №29 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома», Сидорову Г.А. выделен земельный участок площадью 0,10 га за счет земель сельской администрации в д.Протопоповка для строительства индивидуального жилого дома, а также предложено просить администрацию Ленинского района разрешить Сидорову Г.А. строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек на выделенном земельном участке. При этом в вышеуказанном постановлении отсутствуют адресные ориентиры выделенного земельного участка, а разрешение на строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек на выделенном земельном участке, выданном администрацией Ленинского района, заявителем не представлено. Кроме того, заявителем не представлены какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок по ул<адрес>. Представленная заявителем справка о предварительной регистрации адреса объекта нового строительства, выданная ОГУ Бюро технической инвентаризации 19.10.2010 года, является неправомочной в силу следующих причин. Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 26.07.2002 г. № 87 было утверждено Положение об адресном реестре объектов недвижимости (жилых и нежилых строений) на территории Ульяновской области и возложена обязанность на Ульяновское областное государственное унитарное предприятие технической инвентаризации по регистрации и подтверждению юридически правильных адресов всех имеющихся, вновь построенных, реконструированных и ликвидированных объектов недвижимости. Пунктом 1.3 указанного Положения было установлено, что целью регистрации адресов строений и ведение адресного реестра является обеспечение централизованного адресного учета адресной привязки строений на различных этапах, начиная с этапа резервирования земельного участка под строительство, п.2.2 установлен порядок предварительной регистрации адресов объектов нового строительства. Постановлением Губернатора Ульяновской области от 29.04.2008 года №31 постановление Главы администрации Ульяновской области от 26.07.2002 г. № 87 признано утратившим силу, в связи с чем полномочия УОГУП БТИ по ведению адресного реестра и предварительной регистрации адресов объектов нового строительства были отменены. В соответствии с ч.5 п.5 ст.37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, присвоение почтовых адресов на территории города Ульяновска, наименование вновь возникающих улиц, переименование существующих, определение нумерации домов, относится к полномочиям мэрии г.Ульяновска. Согласно кадастрового паспорта земельного участка № №, земельный участок с кадастровым номером №139 с местоположением: <адрес> поставлен на кадастровый учет 01.12.2010 года с площадью 1000 кв.м. При этом граница земельного участка не установлена в соответствии с действующим законодательством. Согласно кадастрового паспорта земельного участка № №, земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: г.<адрес> поставлен на кадастровый учет с площадью 1499 кв.м 28.02.2011 года. Однако уточнение площади земельного участка с кадастровым номером № с площади 1000 кв.м на площадь 1499 кв.м не является правомерным в силу следующих обстоятельств. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст.30 Земельного кодекса. При этом, согласно положений п. 14 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» следует, что при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой, земельные участки должны предоставляться в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки. Документом территориального планирования муниципального образования «город Ульяновск» является Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27.07.2007 г. № 83. Данный документ является нормативным актом и опубликован в газете «Ульяновск сегодня» от 29.06.2007 г. № 29. Согласно Генерального плана города <адрес> находится в границах существующей городской черты. Нормативным правовым актом, утверждающим градостроительное зонирование и градостроительные регламенты на территории города Ульяновска, являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. № 90 (в редакции от 07.06.2010 г. № 66). Данный документ опубликован в газете «Ульяновск сегодня» от 15.10.2004 г. №53. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, ул.Овражная в д.Протопоповка расположена в территориальной зоне Ж8С - зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы). Согласно градостроительным регламентам, предусмотренным для данной территориальной зоны, минимальный размер земельного участка для индивидуального жилого дома составляет 300 кв.м. Решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2002 г. № 77 (ред. от 29.09.2010 г.) «О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан на территории г. Ульяновска» установлены минимальные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых гражданам в собственность и расположенных в границах муниципального образования «город Ульяновск» в пределах городской черты, которые составляют 0,03 га. При этом ссылка заявителя на ч.1 п.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является несостоятельной, поскольку положениями данной правовой нормы установлены случаю, когда орган кадастрового учета принимает решение об отказе осуществлении кадастрового учета, когда в результате кадастрового учета площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Учитывая, что минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлен градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки и решением УГД, увеличение площади земельного участка, превышающую 300 кв.м, недопустимо, в связи с чем орган кадастрового учета согласно ч.1 п.5 ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обязан был отказать в осуществлении кадастрового учета. При этом разъяснение ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 12.05.2011 г. № 46 не соответствует нормам действующего земельного законодательства. На основании вышеизложенного, ответ КАиГ от 26.04.2011 г. № 01-12/714 является основанным на законе, в силу чего требования заявителя о признании решения незаконным не подлежат удовлетворению. В связи с тем, что отказа в присвоении адреса земельному участку по <адрес> Сидорову Г.А. мэрией города Ульяновска не направлялось, требование заявителя об обязании мэрии города Ульяновска в судебном порядке, минуя административный порядок, присвоить адрес земельному участку по <адрес>, удовлетворению не подлежит. Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему. Постановлением Лаишевской сельской администрации Ленинского района г.Ульяновска от 12.08.1996 г. №29 «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома», Сидорову Г.А. выделен земельный участок площадью 0,10 га за счет земель сельской администрации в <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, а также предложено просить администрацию Ленинского района разрешить Сидорову Г.А. строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек на выделенном земельном участке. Согласно кадастрового паспорта земельного участка № №, земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: г.Ульяновск, д.<адрес> поставлен на кадастровый учет 01.12.2010 года с площадью 1000 кв.м. Согласно кадастрового паспорта земельного участка № №, земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: г.Ульяновск, д.<адрес> поставлен на кадастровый учет с площадью 1499 кв.м 28.02.2011 года. В соответствии с п.1 ч.21 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Согласно ч.5 п.5 ст.40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, присвоение почтовых адресов на территории города Ульяновска, наименование вновь возникающих улиц, переименование существующих, определение нумерации домов, относится к полномочиям мэрии г.Ульяновска. 22.03.2011 года в мэрию города Ульяновска поступило обращение Сидорова Г.А. по вопросу присвоения адреса земельному участку по ул.<адрес> Ленинского района. Ответом Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска от 26.04.2011 г. № 01-12/714 заявителю было предложено для рассмотрения вопроса о присвоении адреса земельному участку площадью 1 499 кв.м предоставить правоустанавливающие документы на дополнительный земельный участок. Было указано, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. № 90, территория испрашиваемого земельного участка находится в зоне малоэтажной жилой застройки Ж2. Минимальный размер земельного участка, определенный регламентом для установленной территориальной зоны, составляет 300 кв.м. Площадь занятого участка в 499 кв.м может быть предоставлена третьему лицу для индивидуального жилищного строительства. Согласно п.3 ч.1. ст.30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с ч.2. ст.30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. Как следует из ч.5 ст.30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Согласно ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. № 90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск». Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, ул<адрес> расположена в территориальной зоне Ж8С - зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы). В соответствии со ст. 21.1 Правил землепользования и застройки минимальный размер земельного участка для индивидуального жилого дома в зоне Ж8С составляет 300 кв. метров. С учетом изложенного, принимая во внимание, что изначально Сидорову Г.А. был выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство площадью 0,10 га, по результатам межевания площадь земельного участка была увеличена до 1 499 кв.м, при этом каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 499 кв.м, либо документов об объединении земельных участков при обращении за присвоением адреса заявителем представлено не было, суд полагает, что Сидорову Г.А. было правомерно отказано в присвоении адреса на земельный участок площадью 1 499 кв.м. Суд не может согласиться с доводом заявителя о нарушении отказом в предоставлении адреса Решения Ульяновской городской думы №77 от 30.04.2002 г. Данным Решением минимальный размер земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину для индивидуального жилищного строительства, находящийся в границах муниципального образования «г.Ульяновска» за пределами городской черты установлен 500 кв.м., т.е. указанное Решение определяет размер предоставления земельных участков в собственность. Вместе с тем, Сидоровым Г.А. не представлено доказательств того, что спорный земельный участок был выделен ему именно в собственность, а не на ином праве. Суд полагает, что в данном случае не подлежит применению ч.1 п.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку данная норма регулирует отказ в осуществлении кадастрового учета земельного участка, но не регламентирует порядок присвоения адресов. При данных обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконными действий Комитета Архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска по отказу в присвоении адреса земельному участку площадью 1499 кв.м., предоставленному Сидорову Г.А. в деревне <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, а также для обязания мэрии г.Ульяновска присвоить адрес указанному участку. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Сидорова Г.А. об оспаривании действий Комитета Архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска по отказу в присвоении адреса земельному участку площадью 1499 кв.м., предоставленному Сидорову Г.А. в деревне <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, обязании мэрии г.Ульяновска присвоить адрес указанному участку - отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья Д.А.Логинов