Дело № 2-3757/11 РЕШЕНИЕ 20 июня 2011 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Логинова Д.А., при секретаре Милованове Д.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеевой Н.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании расходов на проезд от места лечения, У С Т А Н О В И Л : Моисеева Н.И. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями, обосновав их следующим. Она является инвалидом № группы, находилась на стационарном лечении в ФГОУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца» с 05.04.2011 года по 14.04.2011 года в отделении патологии сетчатки. 14.04.2011 г. была выписана из больницы, смогла приобрести билет лишь на фирменный поезд №<адрес>, в плацкартный вагон, т.к. других вариантов проезда к месту жительства не было. 18.05.2011 года она получила от ответчика отказ в оплате проезда, в связи с тем, что она ездила на фирменном поезде, полагает указанный отказ незаконным. В судебном заседании Моисеева Н.И. просила удовлетворить заявленные исковые требования, поддержала доводы искового заявления. Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Ульяновской области Анципович В.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, указал, что законодательством не предусмотрено возмещение оплаты проезда к месту лечения на фирменных поездах. Представитель Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. Моисеева Н.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-005 №418081. Истица была направлена на лечение в ФГОУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца» в г.Москву, находилась там на стационарном лечении в период с 05.04.2011 г. по 14.04.2011 г., что не оспаривается сторонами. В соответствии о ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.13 указанного закона оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В статье 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Статьей 6.1. указанного закона предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, следующие категории граждан: 8) инвалиды. Согласно ст. 6.2 данного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, следующие социальные услуги: бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Моисеева Н.И. будучи инвалидом имеет право на получение медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, в соответствии с вышеназванными законами, и имеет право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Установлено, что в период с 05.04.2011 г. по 14.04.2011 г. Моисеева Н.И. проходила лечение в ФГОУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца» в г.Москве. Обратно проезд от места лечения до г.Ульяновска истицей осуществлялся 14.04.2011 г. на фирменном поезде «Москва-Ульяновск». Стоимость билета на проезд в плацкартном вагоне составила 1 348 руб. 90 коп. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 328 разработан Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с 4.1. которого определено, что организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. В соответствии с п.4.2. для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться, в том числе железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности). В возмещении расходов по оплате проезда было отказано в полном объеме, на основании того, что проезд осуществлялся фирменным поездом, а это не предусмотрено п.2 «Положения о порядке предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих в Ульяновской области», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 г. №61-П «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение». Суд считает данный отказ незаконным, поскольку право на предоставление бесплатного проезда к месту лечения и обратно предусмотрено вышеназванными федеральными законами. Вместе с тем, суд учитывает, что согласно п.4.4 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. №328, для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности). Согласно справке, выданной заместителем начальника Куйбывшеского железного агентства стоимость проезда в пассажирском поезде по маршруту «Москва-Ульяновск» на 14.04.2011 г. в плацкартном вагоне равнялась 860 руб. 40 коп. Таким образом, возмещению в пользу Моисеевой Н.И. подлежит 860 руб. 40 коп. 24.12.2009 г. между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с п.п. 1.3 п.1 ст.1 Соглашения, его предметом является передача Правительству Ульяновской области федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Ульяновской области граждан, указанных в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих первую группу инвалидности и детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно. В силу п.2 ст.1 Соглашения Правительство Ульяновской области подтвердило, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с настоящим Соглашением, будут осуществляться органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения. На сегодняшний день таким органом является Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Согласно п.п. 1.3 п.1 ст.2 Соглашения, предоставление услуг по санаторно-курортному лечению отдельным категориям граждан (в том числе инвалидам) по их личным заявлениям (лиц, представляющих их интересы) об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно являются полномочиями Правительства Ульяновской области в лице Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Моисеевой Н.И. удовлетворить в части. Взыскать с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Моисеевой Н.И. стоимость расходов на проезд на междугороднем транспорте от места лечения в размере 860 рублей 40 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований Моисеевой Н.И. отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд. Судья Д.А. Логинов
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ