об обязании привести соответствии с эксплуатационными требованиями состояние автомобильных дорог



Дело-2-2686\11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2011 г.                                                                          г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Чурбановой Е,В.

При секретаре Матвеевой А,В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска об обязании привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участки муниципальных автомобильных дорог,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Мэрии города Ульяновска с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее.

В ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска, установлено, что администрацией муниципального образования «Город Ульяновск» надлежащим образом не выполняются обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии.

В соответствии с ч.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.п.1, 6, 12 ст. 13 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных     дорог     местного     значения;     осуществление     иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 6 и 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как установлено ч.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Пунктом 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В тоже время проверка показала, что вопреки указанным выше
требованиям действующего федерального законодательства администрацией муниципального образования «Город Ульяновск» до настоящего времени не произведен ремонт отдельных участков муниципальной улично-дорожной сети с неудовлетворительным состоянием дорожных условий.

Так, на ул. 12 Сентября г.Ульяновска в нарушение требований п.п.3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин - норма по длине не более 15 см., по ширине - 60 см. и глубине - 5 см. (15*60*5 см.).

При этом, фактически в ходе проверки на ул. 12 Сентября г.Ульяновска выявлены выбоины, превышающие предельные размеры, а именно: напротив домов №№ 83 и 91 по ул. 12 Сентября имеются выбоины размерами соответственно 60*100*7 и 80*70*8 см. Кроме того, напротив дома № 89 по ул.12 Сентября имеется просадок асфальтного покрытия размером - 300*200*6 см.

Нарушения аналогичного характера носят не единичный характер и также были выявлены на ул.Кирова г.Ульяновска (напротив дома № 121 по ул.Кирова имеется выбоина размером - 40*70*7 см. Кроме того, на пересечении улиц 12 Сентября-Кирова, а также напротив дома № 18 по ул.Кирова имеются многочисленные выбоины размером - от 50 до 90 * от 60 до 100* до 10 см.).

Подобные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, что может повлечь гибель не только лиц, управляющих автотранспортными средствами, но и пешеходов, круг которых определить не представляется возможным.

На основании изложенного прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просит признать бездействие администрации муниципального образования «Город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на него обязанностей по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог по ул. 12 Сентября и ул.Кирова г.Ульяновска незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Ульяновск» привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участки муниципальных автомобильных дорог по ул. 12 Сентября и ул.Кирова г.Ульяновска в срок до 07.06.2011 года.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждено распиской. В заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Мэрии города в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что исковые требования не признает в полном объеме.

Решением Ульяновкой Городской Думы № 90 от 24.05.06г. утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска. В соответствии с данным Положением п.3.1.12 к полномочиям Комитета относится организация надлежащего содержания и уборки, озеленения и освещения территории муниципального образования «г.Ульяновск».

Следовательно, мэрия города, в лице структурного подразделения (Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) наделена согласно действующего законодательства, полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены правом создавать муниципальные предприятия и учреждения (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжениями Мэра города Ульяновска были созданы Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 г. в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города».

Комитетом был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 г. с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. В соответствии с пунктом 1.4. Контракта Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями Контракта.

Комитет определяет допустимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния автодорог:

-поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением круглосуточного бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, состояния конструктивных элементов дорог и искусственных сооружений.

-состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93.

Выполнение работ по содержанию автодорог производится в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к каждому элементу дороги на основании локальной сметы, утвержденной Заказчиком (п.2.2. Контракта).

Также в соответствии с п. 6.8. Контракта Подрядчик несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами, по искам третьих лиц вслучае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий Контракта.

Таким образом, в случае выявления нарушений ответственность за них в соответствии с действующим законодательством должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г.Ульяновска, которой в данном случае является МУЛ «Ульяновскдорремсервис».

Представитель третьего лица УВД по городу Ульяновску в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Судом установлено следующее. В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Железнодорожного района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Аналогичное установлено в п.6.ч.5 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск».

-содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

Решением Ульяновкой Городской Думы № 90 от 24.05.06г. утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска. В соответствии с данным Положением п.3.1.12 к полномочиям Комитета относится организация надлежащего содержания и уборки, озеленения и освещения территории муниципального образования «г.Ульяновск».

Следовательно, мэрия города, в лице структурного подразделения (Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) наделена согласно действующего законодательства, полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования территории муниципального образования.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска.

В тоже время проверка показала, что вопреки указанным выше
требованиям действующего федерального законодательства администрацией муниципального образования «Город Ульяновск» до настоящего времени не произведен ремонт отдельных участков муниципальной улично-дорожной сети с неудовлетворительным состоянием дорожных условий.

Так, на ул. 12 Сентября г.Ульяновска в нарушение требований п.п.3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин - норма по длине не более 15 см., по ширине - 60 см. и глубине - 5 см. (15*60*5 см.).

При этом, фактически в ходе проверки на ул. 12 Сентября г.Ульяновска выявлены выбоины, превышающие предельные размеры, а именно: напротив домов №№ 83 и 91 по ул. 12 Сентября имеются выбоины размерами соответственно 60*100*7 и 80*70*8 см. Кроме того, напротив дома № 89 по ул.12 Сентября имеется просадок асфальтного покрытия размером - 300*200*6 см.

Нарушения аналогичного характера носят не единичный характер и также были выявлены на ул.Кирова г.Ульяновска (напротив дома № 121 по ул.Кирова имеется выбоина размером - 40*70*7 см. Кроме того, на пересечении улиц 12 Сентября-Кирова, а также напротив дома № 18 по ул.Кирова имеются многочисленные выбоины размером - от 50 до 90 * от 60 до 100* до 10 см.).

В настоящее судебное заседание представлен рапорт помощника прокурора Железнодорожного района, согласно которому при проведении 13.05.2011 г. повторной проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения по ул.Кирова и ул. 12-Сентября г. Ульяновска. Выбоины напротив домов №№ 83 и 91 по ул. 12 Сентября, дома 121 по ул.Кирова размерами соответственно 60х100х7 и 80х70х8, до настоящего времени не отремонтированы. Просадок асфальтного покрытия напротив дома № 89 по ул. 12 сентября размером 300 х200х6 см., не устранен. Выбоины на пересечении улиц 12 Сентября-Кирова, а также напротив дома 18 по ул.Кирова размером от 50 до х от 60 до 100х до 10 см. не отремонтированы.

Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести вышеуказанные дороги в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом, учитывая то, что истцом не представлено доказательств того, что автомобильные дороги на всем протяжении ул.Кирова и ул.12-Сентября не соответствует требованиям ГОСТа, суд полагает необходимым обязать ответчика устранить только выявленные недостатки: выбоины напротив домов №№ 83 и 91 по ул. 12 Сентября, дома 121 по ул.Кирова размерами соответственно 60х100х7, 80х70х8 см.; просадок асфальтного покрытия напротив дома № 89 по ул. 12 сентября размером 300 х200х6 см.; выбоины на пересечении улиц 12 Сентября-Кирова, а также напротив дома 18 по ул.Кирова размером от 50-90 х от 60 -100 до 10 см.

На основании ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», ч.4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196 -ФЗ « О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 35 Устава МО «город Ульяновск», суд приходит к выводу, что ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является Мэрия города Ульяновска.

Действительно Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 г. с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. В соответствии с пунктом 1.4. Контракта Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями Контракта.

Однако данное предприятие в силу гражданско- правовых отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Железнодорожного района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения, возложена на Мэрию г.Ульяновска.

Удовлетворяя заявленные требования, и возлагая обязанность по приведению автомобильных дорог на Мэрию города Ульяновска, суд учитывает и следующие обстоятельства. Все финансирование ремонтных работ по содержанию автомобильных дорог по ул.Кирова и ул.12-Сентября г. Ульяновска производится за счет средств муниципального бюджета, а не за счет собственных средств МУП «Ульяновскдорресервис», соответственно мэрия города Ульяновска обязана осуществлять контроль за качеством произведенных работ и соответственно целевым использованием денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Мэрию города Ульяновска устранить имеющиеся на автомобильных дорогах, расположенных по адресу г. Ульяновск ул.Кирова и ул. 12 Сентября выбоины: выбоины напротив домов №№ 83 и 91 по ул. 12 Сентября; дома 121 по ул.Кирова размерами соответственно 60х100х7, 80х70х8 см.; просадок асфальтного покрытия напротив дома № 89 по ул. 12 сентября размером 300 х200х6 см.; выбоины на пересечении улиц 12 Сентября-Кирова, а также напротив дома 18 по ул.Кирова размером от 50-90 х от 60 -100 до 10 см.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья                                                                                          Е.В, Чурбанова