Дело №2-3484/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 июня 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе судьи Тютькиной З.А., с участием прокурора Карабанова А.С., при секретаре Горбуновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапошникова ФИО6 к Военному комиссариату Ульяновской области о признании права на ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией, взыскании задолженности по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, У С Т А Н О В И Л: Шапошников ФИО6 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его следующим. Он является пенсионером Министерства Обороны, ветераном подразделений особого риска (удостоверение серия ОРШ № от ДД.ММ.ГГГГ), инвалидом 3 группы (справка МСЭ 2006 № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 год, справка МСЭ 2007 № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 год, и бессрочно, справка серии МСЭ 2007 № от ДД.ММ.ГГГГ ). С ДД.ММ.ГГГГ он имеет право на получение ежемесячного возмещения вреда здоровью предусмотренного статьей 14 закона № 1244 -1 от 15.05.91. Данное право было установлено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27декабря 1991 года № 2123-1 и подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 385-0. Конституционный суд определил: «Положения пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ....не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1.4. Определение. .. окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами». В 2007 г. выплата возмещения вреда здоровью составляла 1803,20 руб., в 2008 г. - 1929,50 руб., в 2009г. - 2180,30 руб., в 2010 г. - 2398,30 руб., в 2011г. - 2554,20 руб., с учетом индексов потребительских цен к выплате полагается 313750,42 рублей. Просил суд обязать военкомат выплачивать Шапошникову ФИО6. возмещение вреда здоровью как инвалиду военной травмы связанной с радиационным воздействием, с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по выплатам возмещения вреда здоровью за период с июля 2007 года по апрель 2011 года с учетом индексации в размере 313750 рублей 42 копейки. В судебном заседании истец не участвовал, доверил представление своих интересов Чудинову ФИО9 Представитель истца Чудинов ФИО9 в судебном заседании на иске настаивал. Пояснения дал, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Уточнил, что просит суд обязать военкомат выплачивать Шапошникову ФИО6. ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью как инвалиду военной травмы связанной с радиационным воздействием, начиная с 01 мая 2011 г., бессрочно, в размере, установленном Постановлением Правительства РФ №, с последующей индексацией в установленном законом порядке. Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15.05.1991г. ( п.15 статьи 14 ) и распространяется на лиц, указанных в пунктах 1и 2 части 1 ст. 13 Закона, в частности а) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ; б) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска распространяются отдельные меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15.05.1991г. При этом п. 2 указанного выше постановления четко определяет право лиц, относящихся к категории ветеранов ПОР, ставших инвалидами на меры социальной поддержки, установленных п. 1-14 части 1 статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 271, статьей 29 ( за исключением абзаца второго п.2 ч.1), частями первой - третьей ст. 39 Закона. Таким образом, назначение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам из подразделения особого риска Законом не предусмотрено. Истец ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2005г. № 385-О. Однако изменения в законодательные акты, основанные на Определении Конституционного Суда РФ от 07.10.2005г. № 385-О по настоящее время не внесены. Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, материалы гражданского дела №2-3484/11, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит следующему. Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по делу, что разъяснено сторонам. В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом установлено, что Шапошников ФИО6 является ветераном подразделений особого риска (удостоверение №, выданное комитетом ветеранов подразделений особого риска ДД.ММ.ГГГГ) и имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п.п. «в» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2123-1. С ДД.ММ.ГГГГ Шапошников ФИО6. на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Ульяновской области как пенсионер Министерства обороны РФ. Истец является инвалидом 3 группы (справка МСЭ 2006 № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 год, справка МСЭ 2007 № от ДД.ММ.ГГГГ на 1 год. В настоящее время инвалидность установлена бессрочно - справка серии МСЭ 2007 № от ДД.ММ.ГГГГ ). Из справки серии МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом №6 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Шапошникову ФИО6. установлена 3 группа инвалидности бессрочно, заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с участием в действиях подразделения особого риска. Из справки серии МСЭ-2006 №, выданной Филиалом № 3 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ДД.ММ.ГГГГ Шапошникову ФИО6 впервые установлена 3 группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ с причиной - воздействие радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Как следует из пояснений представителя истца, Шапошникову ФИО6 ответчик выплачивает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ст. 14 вышеуказанного Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), но ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью (п. 15 ст. 14 Закона РФ) истцу не выплачивается, была выплачена по решению суда задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13583 руб. 32 коп. Истец обращался в Военный комиссариат Ульяновской области по вопросу назначения ему ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, как ветерану подразделений особого риска, но ему в этом было отказано. Согласно ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируются возмещение вреда и меры социальной поддержки. Граждане из подразделений особого риска, как особый субъект социальной защиты, впервые были названы в постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона Российской Федерации социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Согласно абзацу второму его пункта 1 к указанной категории были отнесены лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые непосредственно участвовали: в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, в других испытаниях боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия; в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; в качестве военнослужащих в работе отдельных подразделений по сборке ядерных заряд: подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по cбору и захоронению радиоактивных веществ. В ч. 1 ст. 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катает зависимости от группы инвалидности. Из содержания указанной статьи следует, что в ней установлена лишь (ежегодная) компенсация, предусмотренная для инвалидов 3 группы. Между тем, п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2123-1, при определении льгот и компенсаций для ветеранов подразделений особого риска, не имевших инвалидности, предусматривает распространение на данную категорию лиц «компенсаций, предусмотренных для инвалидов 3 группы». Следовательно, законодатель распространил на ветеранов подразделений особого риска, не имеющих группы инвалидности иные компенсации, предусмотренные для инвалидов 3 группы, вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установленные ст. ст. 14, ч.ч. 1 - 3 и 7 ст. 24, ст. 29, ч. 1 ст. 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 15 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (до внесения изменений в него Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ) предусматривалось право указанной категории граждан на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зависимости от группы инвалидности. Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ). Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 385-О постановлено: «Положения пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ....не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1.4. Определение. .. окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами». Таким образом, истец Шапошников ФИО6. с 04.07.07 г. имеет право на получение ежемесячного возмещения вреда здоровью предусмотренного статьей 14 закона № 1244 -1 от 15.05.91 г. С 1 января 2010 года (в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) составлял для инвалидов 3 группы: в 2007 г. - 1803,20 руб. (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), в 2008 г. - 1929,50 руб. (Постановление Правительства РФ от 03.09.08 г. №655), в 2009г. - 2180,30 руб. (Постановление Правительства РФ от 07.07.09 г. №545), в 2010 г. - 2398,30 руб., в 2011г. - 2554,20 руб. (Постановление Правительства РФ от от 21.12.10 г. №1079). Исходя из этого, задолженность по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Проверив расчеты истца, суд находит их правильными, в связи с чем, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца задолженность по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 313750 руб. 42 коп. Обесценивание денежных средств в результате инфляции является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ не подлежит доказыванию. Не полученные выплаты в предыдущий период без их дальнейшей индексации, то есть приведения в соответствие с учетом инфляции, не будут иметь ту же покупательную способность в последующий период, и, следовательно, исчисленная из их размера (без индексации) задолженность не будет соответствовать реальной. Такими же, как и на момент, когда они подлежали получению, выплаты можно считать в последующий период только при условии приведения их в соответствие с уровнем инфляции, иначе они не будут тождественными, а будут обесценившимся, имеющими гораздо меньшую покупательную способность. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, в размере 2685 руб.13 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке за счет средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели. Расчет: 2554,2 руб. х 1,026 х 1,008 х 1,007 х 1,005 х 1,004 = 2685,13 руб. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, размер которой суд полагает возможным на основании ч. 2 ст. 333.20. НК РФ уменьшить, принимая во внимание источник финансирования ответчика, до 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 193-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шапошникова ФИО6 к Военному комиссариату Ульяновской области о признании права на ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией, взыскании задолженности по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью удовлетворить. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Шапошникова ФИО6 задолженность по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 313750 руб. 42 коп. Обязать Военный комиссариат Ульяновской области выплачивать Шапошникову ФИО6 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно, в размере 2685 руб.13 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке за счет средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в доход местного бюджета госпошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней. Судья З.А. Тютькина