Дело-2-4185\11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе Судьи Чурбановой Е.В. При секретаре Матвеевой А,В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска об обязании привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участки муниципальных автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее. Проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. Так, статьей 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу ч.2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Закона РФ № 131-ФЗ, п.6 ст.13, ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» уполномоченные органы местного самоуправлении должны обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя работу по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ). Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. На основании пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа -компетенция мэрии города Ульяновска. Однако мэрией города Ульяновска обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно Перечню автодорог из реестра муниципальной собственности города Ульяновска (по состоянию на 08.10.2010) автомобильная дорога, расположенная по адресу: город Ульяновск, улица Энтузиастов, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993N 2221 государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93). Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. В свою очередь, актом от 07.06.2011г. проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: город Ульяновск, улица Энтузиастов, проведенной Отделом Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Управления Внутренних Дел по городу Ульяновску, установлено следующее. В нарушение требований пункта 3, подпунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры (норма по длине - не более 15 см, по ширине - не более 60 см, по глубине - не более 5 см (15x60x5 см)): на участке дороги, от дома № I до дома № 38, имеются многочисленные выбоины. Отсутствие контроля со стороны мэрии города Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Перечисленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся дорогой, расположенной по указанному адресу, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. На основании изложенного Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать мэрию города. Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: город Ульяновск, улица <адрес> Помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, дав по существу пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что согласно представленному акту, составленному государственным инспектором дорожного надзора от дела ГИБДД УВД по городу Ульяновску нарушения требований п.3., п.3.1.1 и п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на ул<адрес> г. Ульяновска не устранены. Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что исковые требования не признает. Решением Ульяновкой Городской Думы № 90 от 24.05.06г. утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска. В соответствии с данным Положением п.3.1.12 к полномочиям Комитета относится организация надлежащего содержания и уборки, озеленения и освещения территории муниципального образования «г.Ульяновск». Следовательно, мэрия города, в лице структурного подразделения (Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) наделена согласно действующего законодательства, полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены правом создавать муниципальные предприятия и учреждения (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжениями Мэра города Ульяновска были созданы Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 г. в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». Комитетом был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г.Ульяновске В соответствии с пунктом 1.4. Контракта Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями Контракта. Комитет определяет допустимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния автодорог: -поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением круглосуточного бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, состояния конструктивных элементов дорог и искусственных сооружений. -состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93. Выполнение работ по содержанию автодорог производится в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к каждому элементу дороги на основании локальной сметы, утвержденной Заказчиком (п.2.2. Контракта). Также в соответствии с п. 6.8. Контракта Подрядчик несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами, по искам третьих лиц в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий Контракта. Таким образом, в случае выявления нарушений ответственность за них в соответствии с действующим законодательством должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г.Ульяновска, которой в данном случае является МУП «У льяновскдорремсервис». Представитель третьего лица УВД по городу Ульяновску в судебное заседание не явился, представив акт проверки состояния автомобильной дороги по ул.Энтузиастов. Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам. которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Судом установлено следующее.В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Аналогичное установлено в п.6.ч.5 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск». -содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; Решением Ульяновкой Городской Думы № 90 от 24.05.06г. утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска. В соответствии с данным Положением п.3.1.12 к полномочиям Комитета относится организация надлежащего содержания и уборки, озеленения и освещения территории муниципального образования «г.Ульяновск». Следовательно, мэрия города, в лице структурного подразделения (Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) наделена согласно действующего законодательства, полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования территории муниципального образования. Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска. В тоже время проверка показала, что вопреки указанным выше Согласно Перечню автодорог из реестра муниципальной собственности города Ульяновска (по состоянию на 08.10.2010) автомобильная дорога, расположенная по адресу: город Ульяновск, улица Энтузиастов, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993N 2221 государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93). Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. В свою очередь, актом от 07.06.2011г. проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: город Ульяновск, улица Энтузиастов, проведенной Отделом Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Управления Внутренних Дел по городу Ульяновску, установлено следующее. В нарушение требований пункта 3, подпунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры (норма по длине - не более 15 см, по ширине - не более 60 см, по глубине - не более 5 см (15x60x5 см)): на участке дороги, от дома № I до дома № 38, имеются многочисленные выбоины. В настоящее судебное заседание представлен акт проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 29.06.2011 г., согласно которому нарушения требований п.3, п.3.1.1 и п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на ул.<адрес> не устранены. Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе. Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести вышеуказанные дороги в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом, учитывая то, что истцом не представлено доказательств того, что автомобильная дорога по <адрес> соответствует требованиям ГОСТа, суд полагает необходимым обязать ответчика устранить выявленные недостатки, обязан Мэрию города Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу г. <адрес> На основании ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», ч.4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196 -ФЗ « О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 35 Устава МО «город Ульяновск», суд приходит к выводу, что ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является Мэрия города Ульяновска. Действительно Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 г. с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. В соответствии с пунктом 1.4. Контракта Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями Контракта. Однако данное предприятие в силу гражданско- правовых отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения, возложена на Мэрию г.Ульяновска. Удовлетворяя заявленные требования, и возлагая обязанность по приведению автомобильных дорог на Мэрию города Ульяновска, суд учитывает и следующие обстоятельства. Все финансирование ремонтных работ по содержанию автомобильных дорог по <адрес> производится за счет средств муниципального бюджета, а не за счет собственных средств МУП «Ульяновскдорресервис», соответственно мэрия города Ульяновска обязана осуществлять контроль за качеством произведенных работ и соответственно целевым использованием денежных средств. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Мэрию города Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу г. <адрес>. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд. Судья Е.В, Чурбанова
требованиям действующего федерального законодательства администрацией муниципального образования «Город Ульяновск» до настоящего времени не произведен ремонт отдельных участков муниципальной улично-дорожной сети с неудовлетворительным состоянием дорожных условий.