об обязании устранить нарушения



Дело № 2-4561/11

     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 г.                                                                     г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Корчагиной О.А., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С., представителя третьего лица Сейфина Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены нарушения. Актом от 22.06.2011 проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Мичурина, проведенной Отделом ГИБДД УВД по г. Ульяновску установлено следующее. В нарушение требований пункта 3, подпунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры (норма по длине не более 15 см, по ширине не более 60 см., глубине не более 5 см). На участке дороги от дома № 8 до дома № 22 имеются многочисленные выбоины; на участке дороги от дома № 32 до дома № 34 имеются многочисленные выбоины, на участке дороги от дома № 71 до дома № 75 имеются многочисленные выбоины.

На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченные органы местного самоуправления должны обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 6 ст. 40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии г. Ульяновска.

Однако исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления мэрией г. Ульяновска обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются.

Просит обязать мэрию г. Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Мичурина, от дома № 8 до дома № 22,от дома № 32 до дома № 34, от дома № 71 до дома № 75.

К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и мэрии г. Ульяновска, МУП «Ульяновскдорремсервис».

Помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска    Карабанов А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика – Мэрии г. Ульяновска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска Денисова А.Ю. просит провести судебное разбирательство в ее отсутствие. В отзыве на иск в удовлетворении заявленных требований к Мэрии г. Ульяновска просит отказать, указывая, что Мэрия города Ульяновска в лице структурного подразделения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта наделена согласно действующему законодательству полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами.

    Для содержания и ремонта дорог созданы муниципальные унитарные предприятия. Комитетом был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 с МУП «Ульяновскдорремсервис», предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. Считает, что в соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушения должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска – МУП «Ульяновскдорремсервис».

    Третье лицо МУП «Ульяновскдорремсервис», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило.

     Представитель третьего лица УВД по г. Ульяновску Сейфин Р.Р. в судебном заседании поддержал доводы истца, настаивал на удовлетворении иска. Пояснил, что 12.07.2011 был обследован участок дороги по ул. Мичурина г. Ульяновска, установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, о чем составлен акт.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии п. 4 ч. 6 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска.

Согласно акту    проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 22.06.2011, составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску с участием помощника прокурора Желтова О.И. на участке дороги по улице Мичурина в нарушение требований п. 3, п.п.3.1.1, п.п. 3.12 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. От дома № 8 до дома № 22 по ул. Мичурина имеются многочисленные выбоины, превышающие предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры; от дома № 32 до дома № 34 по ул. Мичурина имеются многочисленные выбоины, превышающие предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры; от дома № 71 до дома № 75 имеются многочисленные выбоины, превышающие предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры.

МУП «Ульяновскдорремсервис» приняло на себя обязательство выполнять работы по содержанию автомобильных дорог, в том числе дорог по ул. Мичурина в г. Ульяновске. Контракт выполняется в пределах финансирования и утвержденной заказчиком локальной сметы.

Финансирование по данным работам производится за счет городского бюджета в рамках заключенного муниципального контракта.

Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. Исходя из содержания п. 1 ГОСТ Р 50597-93, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

На созданное мэрией в рамках своих полномочий - МУП «Ульяновскдорремсервис» действительно возложены обязанности по ремонту и содержанию    дорог города, однако данное предприятие в силу    гражданско- правовых отношений ответственно    за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на Мэрию г. Ульяновска.

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность привести участок дороги от дома № 8 до дома № 22, от дома № 32 до дома № 34, от дома № 71 до дома № 75 по ул. Мичурина в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 31.08.2011.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность привести участок дороги от дома № 8 до дома № 22, от дома № 32 до дома № 34, от дома № 71 до дома № 75 по ул. Мичурина в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 31.08.2011.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Т.Н. Давыдова